Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК 30.12.2006 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРЕВВИЗМА С распадом Советского Союза и образованием независимого государства Армения, актуализи-руются вопросы дальнейшего его развития. Тем более что политические процессы, происходя-щие в стране с 1990 года, связанные с псевдодемократическими способами захвата и перехвата власти практически ничего не привнесли в развитие общественного мышления. Политический и социальный уровень населения остается крайне низким, класс более или менее образованных людей предельно локализирован, так называемый политический класс представляет собой кри-минальные или полукриминальные группировки, политические партии, декларировавшие свой патриотизм, деградировали1. И хотя в Армении назревают новые политические условия, связан-ные с успешным развитием экономики в последние годы, с возникновением нового политическо-го класса и интеллигенции нового типа, тем не менее новое поколение является носителем тех же традиционных идей являющихся препятствием не только для внешних сил, но и для внутренних, то есть властей Армении2. К тому же власти, не располагающие политико-технологическим сер-висом, не в состоянии противопоставить традиционным идеям какую-либо альтернативу3. В ка-честве же альтернативы, по всей видимости, необходимо вырабатывать соответствующую адек-ватно-актуальную и перспективную политическую философию, объединяющую нацию и государство в условиях перманентного процесса глобализации с учётом армянских психологических и ментальных особенностей, а также с чётким пониманием того, что «армянское сознание во-площает партизанский стиль»4. К тому же сама «Армения – партизанская страна»5. Именно с учётом этих фактов необходимо вырабатывать рациональную и прагматическую политическую философию, основанную на идеализме на которой базируется партизанская психология. Без идеалистических представлений были бы невозможны внешнеполитические и социальные док-трины ведущих держав на протяжении всего 20 века и в самое последнее время. Наиболее рас-пространенные тезисы политического рационализма сгенерированны и преподнесены элитам на-ций, которым уготована судьба геополитического или экономического материала6. К тому же идеализм, закреплённый объективизмом «не противоречит тому политическому проектированию, которое возможно в Армении»7. Но это проектирование возможно только на основе выработки соответствующей политической философии, иначе, какие бы экономические успехи ни имела Армения, они всегда будут с низким КПД и «бесцельными и бессмысленными». Вместе с тем благодаря политической философии нация и государство осознают взаимную ответственность, свою задачу и свое место в истории. Выработка соответствующей политической философии по-зволит рассматривать государство не как удобную кормушку, а как средство достижения высо-ких идеалистических и гуманистических политических целей характеризующих своеобразную армянскую цивилизацию, которая с падением Советского Союза и началом XXI века получает ещё один уникальный исторический шанс на оформленный расцвет с параллельным изменением кризисного армянского политического сознания и самосознания, обусловленных, во многом, фундаментально изменяющимися экономическими и политическими реалиями, сопровождаю-щимися, к тому же, разрушением прежней картины мира. При этом происходит динамичная сме-на мировоззрений – верный признак того, что происходят процессы революционного характера, возникают качественно новые явления. С разрушением прежней картины мира теряет смысл и вся система прежних понятий, основанная на соответствующем языке интерпретации действительности. С девальвацией понятий девальвирует и язык, неспособный в данной ситуации выработать необходимые категории для понимания новых реальностей и соответственно нет возможности для духовной и политической ориентации. То есть именно того, что во многом необходимо для осуществления самого необхо-димого для нового времени – руководства. Если нет новых идей и лучшей политической философии, на почве которых был создан мар-ксизм, социалистические движения будут возрождаться и укрепляться вновь и вновь, это лишь вопрос времени. Развал всей прошлой системы ценностей и кардинальное переструктурирование всей международной системы взаимоотношений вынуждает нас осознать тот факт, что больше не на кого взваливать вину за собственные ошибки и упущения. Ссылками на внешний фактор до сих пор подменяли отсутствие собственного конкурентоспособного политического мышления. Того, что к тому же ещё находится в глубоком морально-психологическом кризисе после долгих лет господства вульгарно-материалистического мышления приведшего в конечном итоге к упад-ку. Для выявления и оценки самого факта распада морали необходимо обладать чуткими и высо-кими духовными силами. Именно тем, что способно дать адекватную оценку «дикому капита-лизму», сформировавшемуся в результате синтеза вульгарно-материалистического мышления с политической деидеологизацией и разрушенным идеалистическим мировоззрением. Современный «дикий капитализм» носит характер бессмысленного материального воспроизводства осуществляемого к тому же несправедливым образом, с нарушением «баланса интересов» и бес-конечно тиражируя ненужную человеку необходимость. «Дикий капитализм» не ощущает и не осознаёт своей ответственности за тот «образ будущего» в котором предстоит жить людям, теряя тем самым всякую перспективу на позитивно-поступательное и легитимное развитие на благо общества. Ибо именно этого блага они и не осознают, всё, что их заботит это касса. Это «кассо-вое сознание», начисто лишённое веры в светлый образ (Бога), лишённое высоких идей и ценно-стей, находится в плену интеллектуального и духовного цинизма и нигилизма. Но именно это сознание оказалось законодательницей новой культуры, формирующей новые принципы, представления и понятия, культуры, основанной, к тому же, на принципиально новом языке, выражающим наши представления о действительности. Таким образом, именно эту действительность оно захватило, демонстрируя при этом полное пренебрежение к государству и хранителю традиционной христианской морали и нравственности – народу. Причём, и государство, и народ оказались дезориентированными и деморализованными. Что в свою очередь не позволяет первому осуществлять эффективное и структурирующее управление вторым, так как нет объеди-няющего их начала – адекватной и современной политической философии, при этом как выше отмечалось, экономика, техника, капитал, инвестиции в этой ситуации работают в холостую или с низким КПД. Общеинтеграционная политическая философия должна представляться, по всей видимости, в качестве архитектора особой атмосферы в обществе, особого духа нации, основанного на стиму-ляции большей теплоты, сердечности и человечности в межчеловеческих отношениях с целью принятия и признания другого человека независимо от его материального и иного положения. Подобный подход, хотя и будет представляться в секуляризованном виде, тем не менее, глубоко соответствует армянскому христианскому наследию. Очевидно, что современная армянская политика перегружена социально-экономическими ка-тегориями. В этом смысле армяне так и остались «хорошими» марксистами. Все иные категории, выходящие за рамки социально-экономических, у армянских политиков (особенно «молодых и прозападных») отсутствуют. Духовные, исторические, культурные, религиозные аспекты поли-тической ситуации ими остаются едва ли замеченными. И это между тем, что Армения нуждает-ся, прежде всего, в субстанциональной общности, которая разделялась бы всеми народами стра-ны. Армении необходима фундаментальная политическая идея как направляющий образ будуще-го. Понятно, что вышеозначенные процессы обусловлены историческим переломом, который Армения и армянская нация сейчас переживают. То, что было верно вчера, сегодня уже вообще неверно или сохраняет свою значимость лишь частично. Изменившееся политическое и экономи-ческое положение заставляет искать совершенно новые подходы заново продумать состояние со-циального и гражданского общества, а также экономические стратегии и структуры управления экономикой в сочетании со светско-христианскими ценностями. Именно в переломные периоды для лиц, в прерогативу которых входит принятие решений в экономике, существенное значение имеет политическое и историческое мышление. Важной предпосылкой успеха на мировом рынке является умение правильно оценить не только экономическое положение, но и политическую, и культурную ситуацию. К сожалению, современные армянские предприниматели зачастую неспособны, осуществить подобный анализ, они скованы внеисторическим и аполитичным мышлением в духе экономизма и моделирования. Они не осознают и не понимают того факта, что именно такие ресурсы как культура, мораль, нравственность, история, религия, этика подготавливают экономическую экспансию. Ведь весь имеющийся потенциал ресурсов должен быть сознательно направлен на достижение определённых экономических и политических целей и же-лательно идеалистических. Данный путь приведёт от либерально-анархистской и нигилистической революции к либерально-консервативной, обращённой к армянскому историче-скому, философскому и религиозному сознанию. При этом армянское Христианство сталкивает-ся с новой ситуацией к которой оно должно быть адекватно готово. Должен быть мощный обнов-ленческий процесс христианского самосознания при разделении религии и политики, недопустима инструментализация христианства, ведущая только к сохранению формы с исчезновением христианской субстанции и духа. При подобном подходе крайне важно выработать сверхдолго-срочную армянскую национал-космополитическую идею, охватывающая, как минимум, столет-нюю перспективу, и необходимую для самоидентификации армянского цивилизационного сооб-щества на пороге глобальных геополитических перемен, переосмысления своего места и вектора развития в истории. Основная её задача – заранее выявить потенциально возможный центр новой зарождающейся культур-цивилизационной, политической и экономической консолидации и при-тяжения, что позволит не только преодолеть кризис, но и наметить армянские глобальные гори-зонты развития. Историческое месторасположение Армении оказывало влияние как на культур-цивилизационную, так и на внешнеполитическую стратегию развития. При этом в решающей степени облик этого государства во многом зависел от благосклонности ведущих центров куль-турного, экономического и политического притяжения. Что в свою очередь создавало эффект «шарика в пинг-понге, болтающегося между державами Запада и Востока»8. С крахом СССР, Армения оказалась в эпицентре «Евразийских Балкан» как регионального, так и глобального масштаба, рискуя получить тот же эффект и тем самым вновь «проиграть своё будущее»9. Изменить данное положение способно не только и не столько национально-государственная независимость и политико-государственная идентичность, что, в общем-то, является «механиче-ским» процессом, сколько политическая «идеократизация» национальной элиты на базе новой политической национал-космополитической философии, которая и будет ознаменовать качест-венно иной процесс развития – образования новой ментальной, культур-цивилизационной и по-литической системы притяжения, способной к динамичному и поступательному развитию. (Что актуально, если учесть, что XXI век ознаменован сменой цивилизационной системы координат и перманентным смещением центра притяжения). При этом такая система может претендовать на роль новой производительной силы, привносящей фундаментальные изменения. Выбор вышеизложенного пути невозможен без выработки целостной политико-мировоззренческой философии развития, вбирающей в себя реинтерпретационную политико-философскую систему армянского евразийского византизма10. Постоянный анализ, поиск новых, более эффек-тивных путей становится попросту очевидной предпосылкой выживания, движения вперед, пре-одоления трудностей, процветания, сохранения и развития ресурсов, избежания конфликтов, соб-ственно выживания на нашей планете. Процесс глобализации требует от армянской элиты с одной стороны «мыслить национально», а с другой «мыслить глобально», быть сведущими, готовыми к переменам, и тем самым не ока-заться жертвой традиций, предубеждений, косности, ненависти к необходимым позитивным ди-намичным переменам. На вышеизложенном фоне актуализируется выработка нового армянского политического ми-ровоззрения, основанного с одной стороны на таком важном универсальном принципе как «ак-культурация без ассимиляции», а с другой на «феноменальной конгениальности и креативности». Опыт последнего десятилетия показал, что современные проблемы Армении во многом обу-словлены не столько экономическими, политическими или военно-стратегическими факторами, сколько нематериальными, неосязаемыми символами и идеями. Все преуспевающие националь-ные и государственные образования обладают набором стержневых символических элементов, которые служат своеобразными «критериями истины». Эти символы во многом поощряют ло-яльность, конкретизируют чувства собственного достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного участия в национальной обороне, политике, в функциони-ровании социальных и экономических институтов. Практически любая нация и всякое государство, определяют для себя (осознанно или неосознанно), с помощью каких символов и идей они хотели бы выразить свои представления о себе как таковых на индивидуальном и коллективном уровне. То есть нация и государство по мере возможности должны ответить для себя на вопросы: «Кто мы?», «К какой системе координат мы относимся?», «Какова система ценно-стей?», «Каково наше ментальное пространство и в чём его сущность?» и т.д. Таким образом, не-обходимо выяснить к какой философско-политической системе координат принадлежат нация и государство. Следуя вышеизложенной логике постановки вопроса, автор данной работы акцен-тирует внимание на реинтерпретации традиционно воспринимаемой политической идеи армянского византизма, фундирующей на концептуальном уровне национально-государственную идентичность Армении и армян. (Как осевого элемента армянской государственности). При этом реинтерпретация и научно-политическое (философское) определение идеи армяно-евразийского византизма (Ареввизм) создаёт необходимые предпосылки для создания современного и акту-ального научно-политического универсального мировоззрения – мировоззрения многогранного и многофакторного, «мозаичного», «целостного и нераздельного», гармоничного и синтетического, основанного на особом «армянском мировоззрении», способного сыграть важную стабилизирующую роль в XXI веке. Тем более что обобщение и реинтерпретация политической идеи ар-мянского византизма (фундаментом которой является армяно-византийская• (армяно-эллинская••) и армянская политико-философская мысль) позволяют взглянуть на армянскую философско-политическую мысль V-XX вв. под современным научно-политическим религиозно-философским углом зрения. Таким образом, изучение и переосмысление как армяно-византийской (армяно-эллинской) по-литической религиозно-философской и церковно-исторической мысли, так и собственно нацио-нальной армянской, является актуальным не только в связи с необходимостью поиска для совре-менной Армении новой универсально-синтезной идейно-концептуальной основы национально-государственного развития, но и в связи с необходимостью определения самостоятельного и ак-туального цивилизационного места и роли Армении в системе международных отношений и ми-ровой политики в XXI веке. Вышеизложенный подход способен сопровождаться «наращиванием возможностей», достижением «символов процветания» и реализации заранее намеченных сверх-долгосрочных «этапов развития», через активную оборону своих разносторонних интересов. Армянская общественно-политическая мысль (светская и религиозная) постоянно стремилась к разрешению проблемы культурного и национального бытия Армении, что приводило к неодно-значным, а зачастую противоречивым процессам. Проблемное геополитическое положение Ар-мении всегда налагало свой отпечаток на развитие многих регионально-глобальных государств. При этом армянская национальная элита всегда стояла перед выбором между национализмом11, отстаивавшим собственно национально-государственные интересы Армении и эллинизмом-византизмом, отстаивавшим интересы армяно-эллинского глобализма, универсализма и супер-культуры12, то есть всегда (со времени «христианской революции» в 301 году н.э. и образования «армянского христианства» как некоего политико-цивилизационного идентификатора нацио-нально-государственной независимости) стоял вопрос о выборе между национализмом и космо-политизмом, что в свою очередь наносило непоправимый ущерб возможности появления своеобразной и в некотором роде уникальной цивилизации – армянской национал-космополитической (армяно-христианской) цивилизации основанной на позитивных политико-психологических ка-чествах: конгениальность, универсализм, креативность, символизм, интегральность и историзм (устойчивость и энергичность), пассионарность, «аккультуративность» и в тоже время «неабсор-бируемость», солидарность, ассоциативность, романтизм, идеализм, рационализм, мифологизм, религиозность, героизм и реализм, что поспособствовало бы появлению государства-цивилизации со своими отличительными политическими и культурными ценностями и идеалами. Но как (гео)политические обстоятельства развития Армении, так и недостаточное политическое, социально-экономическое, философское, религиозное, социально-политическое и идеологиче-ское развитие армянской научной мысли привело к «нивелировке и девальвации», христианской компоненты в армянской политико-философской мысли13. Поэтому крайне важно выстроить армянскую политическую и философскую мысль в строгую логическую и научно-политическую (политологическую) схему Ареввизма14. При этом отметим, что данная тема должным образом не исследована, что объясняется во многом проблемой концептуализации политической истории Армении и некоторыми политико-идеологическими конъюнктурными факторами. Развитие армяно-евразийского византизма (Ареввиз-ма) как философско-политической теории тормозится как практически полным отсутствием на-учно обоснованных и систематизированных разработок по политической идее армянского византизма, так и отсутствием научно обоснованных монографий раскрывающих философию армян-ского христианства. Автор работы убеждён в необходимости дальнейшей научно-политической разработки армя-но-евразийского византизма. При этом данный вопрос предпочтительно «разрешать» через на-учно-теоретическую реинтерпретацию традиционно воспринимаемой теории армянского византизма с учётом современных условий развития общества, государства и цивилизации. Для этого во многом необходим переход от констатации чувственно наличного к добросовестному изуче-нию потенциально возможного, к рассмотрению реального как реализации возможного; необходимо выявление последовательной логической зависимости различных явлений как явных, так и неявных, а также формулирование порождаемых ими новых явлений; необходимо уяснение на методологическом уровне соотношения между пониманием и оценкой: оценка невозможна без предварительного понимания, но и понимание невозможно вне системы ценностей и оценок; не-обходимо многоаспектное, многофакторное и ситуативное описание-анализ явлений с логически-координатным характером; необходимо осознание того, что стиль мышления оказывает сущест-венное влияние на постановку научных проблем и подходов к их решениям, на методы, формы и средства научного познания; для построения научного знания во многом необходимы достаточно обобщенные представления, идеи и принципы. Автор убеждён, что матрица теории Ареввизма наложенная на потенциальные возможности армянского биологического субстрата, в значительной степени может поспособство-вать в создании новой ментально-цивилизационной системы, основанной к тому же на переос-мыслении «греческой версии» византизма через формулу: византизм – это политическое ментально-цивилизационное, политико-идеологическое, политико-философское и геополитическое выражение христианизированного армянского эллинизма, силой своего организующего гения (Соколов И.И.) сумевшего это выражение довести до общехристианской евразийской политиче-ской религиозно-философской, мировоззренческой теории и системы развития. Основные положения политической философии Ареввизма: 1. «Идея Ареввизма» - это концептуальная форма выражения армяно-евразийского нацио-нального и государственного сознания и самосознания – осознания своей исторической субъектности, это способ актуализации и самоопределения Армении в мире, её идентифи-кации. 2. Армянская Христианская Государственность получила свою историческую и политическую легитимацию в эпоху расцвета «армяно-эллинистической» цивилизации (эпоха Тиграна Великого). 3. Исходя из противоречивости и неоднозначности социально-политической и духовно-идеологической ситуации сложившейся в Армении, исходя из необходимости определения ме-гастратегических и потенциальных возможностей развития армянской цивилизации, исто-рически востребованным становится обращение к теории армянского византизма, её духовно-идеологическому и религиозно-философскому потенциалу. 4. В период глобализации весомый политический потенциал теории армянского византизма, вытекающей из исторических, культурных, религиозных, философских и цивилизационных интересов Армении, составляет основу национально-государственных интере-сов армянского государства. 5. Религиозно-философская составляющая армянского византизма имеет однозначно проар-мянский, проевразийский и прохристианский характер. 6. Политическая философия армянского византизма способствует естественному ментально-цивилизационному единению Армении с Россией и Европой, выходу не только Армении, но и России с Европой на «Евразийский Уровень». 7. Армяно-византийская и армянская политическая философия во главу угла ставила не только государственность, религиозный фактор, монархические традиции, государствен-ный патернализм, «нравственное совершенствование», но и гражданские традиции, и че-ловеческую личность. 8. Армяно-византийская (армяно-эллинская) культура лежит в основе евразийской цивили-зации, сложившейся в Малой Европе (Малой Азии). 9. Главная особенность армянского христианства – не подавление, не ликвидация, не геге-монизация какого-либо явления общественного бытия, а диалог и необходимость, плодо-творность различий, конкуренции, в которой присутствует взаимодополняемость и дви-жение. Диалог и гуманизм в центре внимания. 10. Армяно-византийской философии характерно проявление двух тенденций: к универсализ-му и глобализму, с одной стороны, к автономии и национальной самобытности – с другой (национал-космополитизм). 11. Армянский византизм выступал и продолжает выступать (Ареввизм) как идея, пересе-кающая границы государств, и ведущая к становлению «транснационального и континен-тального мира» вокруг армянского центра притяжения. 12. Общая универсальная философия (онтология), единство свободы и истины, связь человека с Верой и Церковью лежит в основе армянского византизма. 13. Теория армянского византизма связывает человеческое бытие с христианской философией и Церковью, христианскую теологию с социальной структурой и реальной политикой. Научно-теоретическое развитие данной политической философии вполне способно стимули-ровать процесс преодоления характерного для современной армянской элиты «языческой иден-тификации» посредством внедрения новой реинтерпретационной системы идей и конструирова-ния новых представлений о собственной системе как рекурсивно организованной, жизнеспособной и одновременно – универсальной. Современная армянская элита на её основе может най-ти такие интеллектуальные рамки, которые, зиждясь на монотеистическом универсализме, дава-ли бы новые представления о социально-политических, геополитических, религиозных, экономи-ческих, морально-нравственных (этических) ценностях и экзистенциальных установках. Политическая философия Ареввизма способствует организационно-идеологическому форми-рованию армянской элиты на основе общности функциональных интересов и мнений по наибо-лее актуальным проблемам, отходу от иллюзорного сознания и стереотипов, отказу от специфи-ческого уничижающего стиля «общения», изживанию эмоционально-образных комплексов, мыс-лительных штампов, ассоциативности, фрагментарности, отсутствия теоретической связности, соблазна ставить случайно полученное, но специально не «добытое» знание в любую подсказан-ную причудливой фантазией связь. Именно поэтому необходимо формировать особый тип зна-ний, который именуется наукой, причём не только на основе кропотливого накопления единичных наблюдений (фактов) и изощрённых практических навыков (технологии), достаточно обобщённых представлений, идей и принципов, но и на основе синтезной «аристотелевско-анахтовской логике». Этой-то компонентой как раз и обладает Ареввизм. Следовательно, право-мерно было бы ставить вопрос о формировании в Армении научной школы «армяно-евразийского византизма» (Ареввизма). Что крайне актуально и перспективно для Армении и армян с их «инерционным мышлением неготовым принять новый глобализирующийся мир и связанные с этим новые реалии», и который к тому же «запаздывает с идейным, интеллектуальным оформле-нием вызовов новой эпохи» (см. Арзуманян Р. Происходящее в Турции – не столько политика, сколько идеология и стратегия http://www.regnum.ru/news/861072.html). 1 Мурадян И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 2 См.: Мурадян И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 3 Мурадян И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 4 Там же. 5 Там же. 6 Там же. 7 Там же. 8 Никогда сама себе не хозяйка, никогда не принадлежала твёрдо одной или другой стороне, всегда – поле битвы ди-пломатов и армий (Азимов А. Ближний Восток. История десяти тысячелетий. М.: Центрполиграф, 2004. С. 213). 9 Особенно досадна ситуация при которой Армения будучи потенциально государством-цивилизацией и соот-ветственно центром культурного и политического притяжения неспособна выйти из этого «замкнутого круга» своей истории. Оставаясь при этом её заложницей. В очередной раз «…православной Армении отводится роль «кавказского Израиля», живущего лишь благодаря защите России и США» (Хантингтон С. Столкновение цивилиза-ций и переустройство мирового порядка. New York: Simon & Schuster, 1996. – P.368). Поэтому цель политической философии Ареввизма перевести Армению с роли «кавказского Израиля» на роль «азиатской Византии». 10 Основанной на раскрытии историко-философского, религиозно-философского, духовного, геополитического, по-литико-философского своеобразия Армении, обусловленность которой не может определяться ни исключительно, ни даже преимущественно ее принадлежностью к «кавказскому миру». Чувствуя это, армянские эллинофилы мыс-ленно обращались к Византии. Но, подчеркивая значение связей Армении с Византией, армянское эллино-фильство не дало и не могло дать формулы, которая сколько-нибудь полно выразила бы характер армянской идеи и запечатлела одноприродность последней с византийской политико-культурной, правовой, духовной и т.д. преемственностью. Практически только реинтерпретационная политическая философия Ареввизма делает су-щественный вклад в исправление сложившейся ситуации. • К армяно-византийским философам, «политологам» и «геополитикам» (по предварительным данным) можно при-числить следующих: (IV-VIII) – Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Маврикий. (VIII-XIII) – Иоанн Дамаскин, Патриарх Фотий, Лев Грамматик, Кекавмен, Патриарх Николай Мистик, Василий Македонянин, Константин Багрянородный, Никифор Влеммид, Федор Ласкар, Михаил Ритор, Михаил Пселл, Иоанн Итал, Георгий Торник, Иоанн Акоминат, Георгий Акрополит, Василий Ялимбанский, Симеон Метафраст. (XIII-XV) – Федор Хир-такин, Матфей Властарь, Константин Арменопул. «Женское направление» представляет, например, историк Анна Комнина (XII век). Очевидно, что такой «богатый пласт» армяно-византийской политической философии и «геополитики», требует на базе современных политологических знаний кропотливого анализа. •• К армяно-эллинским философам можно причислить ритора Проэресия (середина IV в.). Особо отметим также ар-мяно-римского учёного-философа и государственного деятеля (сенатора), основоположника схоластики (средневе-ковой философии), первого ознакомившего своими переводами Европу с греческой философией Боэция (480-524). 11 Что приводило: а) к маргинализации и «дегенерации» армянского национального политического мировоззрения, б) к снижению общекультурного потенциала и национальной пассионарности, в) к созданию в дальнейшем практиче-ском процессе эффекта политического «армянского пинг-понгового шарика» в международной системе взаимоот-ношений, г) к «аксиоматичной обречённости» армянского национально-государственного субстрата, д) к теократи-зации общественно-политической мысли и снижению «политической национально-государственной пассионарности». 12 Отстаивавшим тезис армянской «конгениальности и универсализма», объективно направленный на стра-тегическое формирование дееспособной регионально-глобальной армянской государственности с оформлени-ем и утверждением альтернативной цивилизации, что выражалось как в научно-теоретической, так и в прак-тической деятельности армян Византии, что в свою очередь способствовало изживанию армянского полити-ческого конформизма выражавшегося в принятии чуждых политических ценностей как своих собственных, хотя они и не всегда соответствовали собственно армянским интересам. 13 При этом немаловажную роль сыграли психологические особенности политического и теократического мышления армян с одной стороны и с другой всеохватный «торгашеский дух», который как отмечал Платон в работе «Респуб-лика», характерен финикийцам и египтянам. Именно этот «дух» жаждет только выгоды, зачастую сиюминутной, и во многом не тяготеет к познанию. Но именно этот «дух» на протяжении многих веков в истории Армении высту-пал/выступает антитезой «духу пытливости ума и бескорыстного стремления к познанию», который в свою очередь послужил основой «греческого чуда», а позднее европейского Ренессанса (см. Зарринкуб А. Х. Исламская цивилиза-ция. М.: Андалус, 2004. С. 35). 14 Что довольно таки сложно осуществить, ибо в рассуждениях многих армянских (армяно-византийских) мыслите-лей рациональный подход удивительным образом перемешивается с чувственным восприятием, критерием истинно-сти того или иного социального феномена выступает субъективная оценка.  Ранее (Устян А.Р. Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI веке. М.: ИСН, 2002; Устян А.Р. Политическая концепция Неовизантизма. М.: ИСН, 2003; Устян А.Р. Политическая философия Не-овизантизма. М., 2005) уже были изложены идейно-концептуальные, геополитические, политико-философские осно-вы византизма, в которых уделено внимание и армянской тематике.  Правомерно ставить вопрос о формировании подобной школы и в России. В частности желательно было бы, на-пример образование в столице России Российско-Армянского Университета (РАУ) им. Лорис-Меликова при непо-средственной поддержке армянского и российского государств, с привлечением частного заинтересованного капита-ла.