Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК АРМЯНСКИЙ МИТРАИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АРМЯНСКОГО ХРИСТИАНСТВА Автор данной работы ранее отмечал тесную взаимосвязь армянского митраизма (поздний ареввизм) с армянским христианством. Во многом именно армянские солнцепоклонники мит-раисты (ареввийцы) заложили основы Христианства (солнцепоклонники). Данный факт важен тем, что позволяет определиться с ролью евреев, которые были лунопоклонниками, а значит, не могут быть основателями Христианства. Преемство армянского митраизма (ареввизма) и хри-стианства очевидно, следовательно, истинное раннее христианство – это митраистское христи-анство. Приводимая ниже таблица сравнения митраизма и христианства показывает сущность армянского христианства как митраистского. Тем более Малахия Орманян отмечает, что Святой Григорий много заимствовал у народных обычаев и у языческих обрядов, превращёнными им в христианские, которые в свою очередь успели на протяжении целого века слишком глубоко уко-рениться в нравы1. Очевидна при этом и сущностная инфильтрация митраизма в христианство. Как уже ранее отмечалось, именно армянские митраисты широко распространяли в Римской Империи в I-IV веках нашей эры культ поклонения богу Митре. Эта религия древних армян ин-тересна тем, что она имела с ним поразительные сходства, итак: Религия Митраизма Христианская религия Митра являлся посредником между Богом Отцом и людьми. Христос, являлся посредником между Бо-гом Отцом и людьми. Митра выполнял при жизни волю Верховного Бога Ара-Мазды пославшего его на землю для борьбы со злом в лице Анхра-Майнью (аналог Дьявола) и его приверженцев. После смерти Митра возвратился к Ара-Мазде. Христос выполнял волю Бога Отца по-славшего его на землю для спасения лю-дей от Диавола. После распятия и воскре-сения Христос вернулся к Богу Отцу и восседает рядом с ним. В последний день творения Митра снова придет на землю для спасения человечества. В последний день творения Христос снова придет на землю для спасения человече-ства. Ритуал крещения митраизма по сути своей был иден-тичен христианскому. Этот ритуал символически снимал с верующих грехи и приближал их, таким об-разом, к Богу. По форме проведения ритуалы, одна-ко, различались. Но в митраизме существовал обряд омовения, символически очищающий человека от грехов, по форме очень похожий на христианское крещение. Ритуал крещения христиан также симво-лически снимает грехи верующих и при-ближает их к Богу. В честь поминовения пира Митры и его помощников верующими проводилась священная трапеза. Христианская литургия также посвящена поминовению тайной вечери Христа с апостолами. В повседневных службах верующие в честь Митры ели хлеб, пили вино и сладкие напитки, понимая их как символы блаженства будущей загробной жизни. Христиане, причащаясь на литургии, едят пресный хлеб и пьют вино, понимая их как тело и кровь Христа, принятие в себя божественной благодати. Жрецы Митры исповедовали верующих и отпускали им грехи с наложением епитимий. Христианские пасторы исповедуют ве-рующих и отпускают им грехи с наложе-нием епитимий. Добродетелью у митраистов. как и у ранних христи-ан, считались правдивость и исполнение обетов. Добродетелью у ранних христиан, счита-лись правдивость и исполнение обетов. Митраисты называли друг друга "возлюбленными братьями". Ранние христиане также называли друг друга "возлюбленными братьями". При этом армяно-митраистская диаспора Запада, организованная в «армянскую партию» в Римской империи, осуществляла политику религиозно-политического лоббирования при Гае Юлии Цезаре (100-44 до н.э.), Августе (63 до н.э. – 14 н.э.), Нероне (54-68 г. н.э.), Траяне (53-117), Гае Аврелии Диоклетиане (243-313). В частности удалось обратить в армянскую веру Не-рона царем Армении Тиридатом, Диоклетиана и подготовить почву для христианизации Кон-стантина Великого (324-337)2. Так армянский митраизм «захвативший» Рим подготовил приход армянской веры – армянского христианства. Процесс возглавил Григорий Просветитель, кото-рому принадлежит идея привнесения от армян будущего символа христианской церкви – креста. Равносторонний крест господствовал в Армении – родине нового реформированного христиан-ства. Эта армянская вера выступила в качестве новой политической идеологии, так как в Арме-нии она уже с 301 года была объявлена государственной, и объявлено о создании Армянской Церкви. При этом армяне-митраисты создали новые обряды и символы новой веры, взяли на се-бя роль покровителя и духовного наставника, открыли Византии и византийской Церкви дорогу к духовно-политическому могуществу. Используя иудейскую традицию, армяне-митраисты создали свою армянскую веру, на-званную в последствии «греками» христианством (мессианством, с греч. Христос - Мес-сия). Оно сочетало в себе древнейшие армянские верования эпохи Царства Арата, иудаизм и митраизм. С Армянского Востока началась христианизация эллинского мира. Реформатором «иудаизма» и «митраизма» стал Григорий Просветитель, которому как первому христианину, в современном понимании данного понятия, явилось на небе Знамение Божие в образе креста. Напомним, что Небо и Крест символы древнейшего армянского государственного образования – Араттского Царства. Как Месроп Маштоц реформировал армянскую письмен-ность, так и армянские Аршакиды в лице Григория реформировали иудаизм и митраизм, прони-кавший из Палестины и Сирии в Южную Армению. Реформация привела к «институционализа-ции» иудейско-митраистско-христианских общин Малой Азии и Армении в лице образованной Григорием Армянской Церкви. Возглавив церковь, он объявил о соединении митры и короны – духовной и светской власти. После образования иудейско-митраистско-христианской Армянской Церкви Григорий на колеснице, украшенной золотом и драгоценными камнями, в сопровожде-нии князей и пышного войска прибыл в центр Каппадокии Кесарию, чтобы оповестить Европу о создании очага новой религии. С собой он привёз святыню – золотой крест, украшенный драго-ценными камнями, знак Бога Небесного, чтобы познакомить с ним Запад. Это был откровенный вызов языческому Риму, который ставился в известность о создании нового духовно-цивилизационного центра притяжения. Армения без боя стала независимой, на этот раз от Рима. Римский император Диоклетиан, чтобы пресечь распространение «нового Бога» («армянской ве-ры», как её тогда называли) объявил гонение в Империи. Но процесс проникновения и распро-странения «новой веры» уже было не остановить. Идея нашла сторонников в свите императора и в лице самого императора Диоклетиана. На Западе начался бурный процесс брожения умов, го-товилась «мировая революция», переворот, который в конечном итоге привёл в большей степе-ни, чем германские племена к разрушению Рима. Григорий привёз в Кесарию «Светлый Образ», который «греки» (кесарийские грекоязычные армяне) превратили в Иисуса Христа («Помазан-ник», «Мессия», «Спаситель») с которого началась новая вера: западному миру открылся Все-вышний. До этого момента о Боге Небесном там не ведали. Именно образ дал идею, которой предстояло перерасти в религию. Это и осмыслил первым будущий глава Армянской церкви Григорий, находясь в ссылке, чем принёс вечную славу Армении – стране, первой вступившей на путь христианства и похитившей Европу у язычников. Другим не менее важным аспектом христианизации армянского митраизма явилась митраист-ская героическая традиция гусанов (министрелей) Армении, которая инфильтрировалась в ар-мянское христианство. В их философско-поэтических произведениях отображались те качества, которые впоследствии придали особый колорит армянскому христианству. При этом особенно выделялся древний жреческий род Альбианоса, который, приняв христи-анство, тем не менее, сохранял древние языческие традиции и составлял конкуренцию роду Гри-гория Просветителя. После гибели Нерсеса Великого (опирался на митраистскую философию) патриарший престол занимали, сменяя друг друга, католикосы Юсик, Завен, Шагак и Аспуракес. Все четверо были из рода Альбианоса, и, стало быть, потомки жрецов. Армянские жрецы-митраисты долгое время сопротивлялись зороастризму, так как являлись носителями самостоятельной армяно-халдейской астрологической культуры и философии (о жреческом происхождении астрологии было хорошо известно древним). Даже в эпоху эллинизации армянского Востока они умудрились разработать религиозные концепции, которые при цезарях утвердились в латинской Европе. Армянские жрецы-митраисты (халдеи) во многом во-преки собственному желанию, подготовили триумф Церкви, что и ознаменовало успех того де-ла, невольными поборниками которого они стали. Юлиан Халдей и его сын Юлиан Теург, живший при Марке Аврелии, считаются авторами «Халдейских изречений», сочинения ставше-го в некотором роде библией последних неоплатоников. В конце концов, наименование «фило-соф», philosophus, стало применяться ко всем адептам оккультных наук3. Халдейская астроло-гическая философия учила о тщетности всякой науки, которая не имела бы своей целью нравст-венного совершенствования личности. Аревизм древней Аратты и в последующем Урарту представлял многослойную цивилизацию, которая в эпоху Александра процветала в Армении: в Коммагене, Каппадокии и в Понте. Если бы Тигран II и Митридат Эвпатор смогли воплотить свои великие идеи, эллинизированный аревизм без сомнения стал бы государственной религией огромной азиатской империи. Но по причине поражения, этих великих противников Рима, идеи практически не были воплощены. Остатки армяно-понтийской армии и флота, гонимые войной беглецы и беженцы со всего Армянского Востока распространили аревизм (митраизм) среди морских разбойников, возрастав-ших в своей мощи под укрытием гор Киликии. Аревизм прочно обосновался в этом краю, вплоть до конца эпохи империи. Поддерживаемая религией аревизма (митраизма), эта республика стала оспаривать у римского колосса право на господство над морями. Те жрецы-переселенцы, которые обосновались в иноземной среде с чужим языком и чуждыми им нравами, еще более ревностно скрывали от непосвященных унаследованную ими веру. Знание тайных ритуалов порождало в них самих ощущение собственного морального превосходства и служило подтверждением их особо престижного положения в среде окружающего их невежественного населения. Право на принадлежность к жреческому армяно-халдейскому сословию в Малой Азии и Армении являлось привилегией одного из племен и передавалось от от-ца к сыну. Позднее это сословие согласилось открыть свои тайные догматы и чужакам, прошедшим обряд посвящения, и таких прозелитов постепенно допускали к различным церемониям культа. Армянская диаспора в этом отношении, как и во многих других, сопоставима с общиной евреев. Такая практика привела вскоре к образованию ряда категорий неофитов, стоящих на разных ступенях посвящения, и, в конце концов, сложилась определенная иерархия. Однако полное посвящение во все священные догматы и таинства всегда было достижимо лишь для не-многих избранных, и это мистическое знание представлялось тем более ценным, чем более оно сохраняло свой закрытый характер. Но получилось иначе: с популяризацией христианства оно обесценилось, ибо превратилось в оружие власти и наживы, не изменив к лучшему человече-ской сущности. В итоге армяне так и не сумели в социально-политическом и государственном направлении развить и воспользоваться созданным ими же духовно-политическим мессианским движением. 1 Магакия Орманян. Армянская Церковь. М.: MEDIACRAT, 2007. С. 27. 2 Усиление продолжалось при Льве I и II-ом (457-474), Зеноне (474-475) и особенно усилилось влияние, начиная с Юстиниана I Великого (527-565), окружение которого было сплошь армянским, вплоть до первого падения Кон-стантинополя 1204 года. 3 Кюмон Франц. Восточные религии в римском язычестве. СПб.: Евразия, 2002. С. 325.