Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК ВНОВЬ К ВОПРОСУ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ (АРМЯНО-ИРАНСКИЙ СЛЕД) Напомним, что в первой работе на данную тему отмечалось непосредственное государ-ственно-политическое и религиозное правопреемство Нагорно-Карабахской Республики субъекта международного средневекового права - Кавказской Албании. Отмечалась роль лезгинского (удинского) фактора в формировании Армяно-Албанского государства на Кавказе. В данной работе отметим не менее важную роль армяно-иранской политической компоненты в государственном строительстве «многонациональной» Кавказской Алба-нии. Напомним, Кавказская Албания – одно из древнейших раннерабовладельческих госу-дарств Закавказья, включавшее территории от Махачкалы на севере до Аракса на Юге, с востока от Каспийского моря, до запада - включая долину реки Иори, причём в различные периоды политической истории Кавказской Албании (примерно с IV века до н.э по VIII в. н.э.) эти границы существенно менялись. Еще в 595 г. до н.э. Мидия, разгромившая Ассирийскую державу в 612 г. до н.э., рас-пространила свое влияние на регион Восточного Кавказа. Мидийское влияние сменялось Ахеменидским и Сасанидским. С начала I века и до 510 г. здесь правила ветвь династии парфянских Аршакидов. После них на короткое время (510-629 гг.) Албанией правили Иранские марзбаны. Кавказские албанцы впервые упоминаются у античных авторов (Плиний Старший, Ар-риан) в связи с их участием в составе войск Ахеменидов в битве при Гавгамелах в 331 г. до н.э. против армии Александра Македонского. Согласно Страбону, «прежде каждое разноязычное племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом» (Страбон, XI,IV,6). В Албанской книге (далее АК) перечислено 31 племя, среди которых можно выделить племена, говорящие на дагестанской языковой группе — арц (аварцы), кирк (крызы), лезг (лезгины), цах, цех (цахуры), уди (удины), лек (лакцы), кюр (кюринцы), гили (агулы), хеб (хиналугцы), них, чег, чур, хеч, лег, хел, муш (мушкурцы) и иранской языковой груп-пе — бил (баласичи), кел (келан/и), мух (мухран), сулы, чулы, алак (алкан, алиан), шарв (шарван), барз (барзан), ран, гарг (гаргары), гав, сек, шек (шаккаки, шеккаки), кас (кас-ки/каскан—каспийцы), мик (микран, маг/мики, муг). В Албании в IV в. до н.э. лезги (лезгины), «объединив племена хел, лег, гили, лезг, кирк, а также множество других маленьких племен», организовали очень мощное царство у реки Кулан. Все эти племена относились к дагестанской языковой группе. Второе государственное образование состояло из ирано-язычных племен на территории исторической Албании, объединенных потомками правителя Албании — Арана из рода Сисакан (Сюника) которые, согласно традиции, жили в княжествах Ути, Гардман, Тсовд (Цавде, Цовде) и Гаргар. К началу VII века над этими потомками Арана из рода Сисакан (Сюника) возвышается армяно-иранская династия Михранидов. За короткое время Ми-храниды сумели сосредоточить вокруг себя и другие армяно-ираноязычные ро-ды/племена. Согласно Албанской книге, в период правления в Иране царя Йездигерда III (632-651 гг.) «великий Алупан постепенно становился маленьким. Он потерял магинское, микинское, утикское владения. Он на некоторое время удержал (у себя) Арцах». Все эти названные «владения» с четко выраженной этнической окраской, которые, усилив-шись, начали проводить независимую политику. Именно к 630 г. Михраниды (микинское владения) усилились и приобрели военно-политическую самостоятельность. В начале VII века эти два государственных образования объединившись, создают мощное государство во главе с царями из армяно-иранской династии Михранидов. Но при этом конфедерация управлялись своими царьками или родоначальниками. «Дом Михрана» в ассирийских источниках всегда был упомянут в составе мидийского племенного союза. Н. Адонц считает могущественный дом Михрана одной из семи ми-дийских фамилий. В среднеперсидской надписи из Мишкиншахра (Арасвар – в Иране), датированной 336 годом, среди знатных парфянских родов называются и Михраниды (9- 63). В III веке до н.э. среди таких известных «парфянских» родов, как — Сурениды, Каре-ниды, Варазы, Спандияды, Спахбеды и др., — мы видим и Михранидов. Из этих много-численных армяно-парфянских (зороастрийских) родов только трое – Сурениды, Каре-ниды и Михраниды сумели сохранить свои позиции и при Сасанидах, что может свиде-тельствовать о тесных родственных связях между Сасанидами и этими тремя родами. Эти роды владели землями в различных областях государства: Михраниды и Спандияды — в районе Рея, Сурениды — в Сеистане, Карениды — в Нихавенде (Мидия), Спахбеды — в Гургане и Дехистане. О силе и мощи Михранидов свидетельствует и тот факт, что они были обладателями собственного храма огня. Храмы огня, учреждавшиеся знатными родами, назывались по именам учредителя или членов его рода. К примеру, один из видных представителей «До-ма Михрана» вузург-фармадар (первый министр) Иранского царя — Михр-Нарсе был ро-дом из селения Абраван в Парсе, где он имел большие владения. Представители этого рода занимали ключевые посты в государстве. Среди них Нарсе — царь Индии, Сакастана, Турестана (в период правления Шапура I, 241-272); могущест-венный Бахрам Гур (421-438) — герой поэм Фирдоуси и Н. Гянджеви, один из выдаю-щихся сасанидских царей; брат Бахрам Гура – Михр-Нарсе, хазарапет, советник (438-457) сасанидского царя Йездегерда II (438-457); Пиран-Гушнасп, марзбан Грузии и Албании; Шахрен, марзбан Бет-Дарайе; Бахрам Чубин, марзбан Рея, полководец сасанидского царя Хормизда IV (579-590) и командующий сасанидскими войсками (579-590), который в 589 г. разбил войско тюркского кагана и вынудил его подписать с ним мирный договор в Кте-сифоне. Среди них были и государственные чиновники, которые в источниках упомина-ются как «Арштад, писец, Михранид из Рея». В VI веке род Михранидов принял участие в дворцовом перевороте, в результате кото-рого был убит иранский царь Ормузд III (579-590). Сын Ормузда Хосров II Парвиз (591-628) убежал к византийскому императору Маврикию (582-602). Маврикий, выдав замуж за Хосрова свою дочь, оказал ему военную помощь в его восстановлении на отцовском троне. Спустя несколько лет Хосров убил своих родных дядей — братьев Биндой и Бис-тама, участников заговора. Боясь мести Хосрова, Михран из рода Михранидов (ближай-шие родственники Сасанидов), покинув Иран, «убежал в Алупан вместе со своими 200 тысячами мужей». Обеспокоенный тем, что Михран, объединившись с врагами Хосрова, может повернуть оружие против него, он срочно отправляет ему письмо с предложением «взять на себя все земли, докуда он успел дойти в Албании». Письмо застало Михрана в области Кирдман, где он и обосновался, построив в честь Митры священный родовой храм с названием «Святилище Митры». М. Каланкатуйский род Мехранидов перечисляет так: Михр, Армаел, Вард, Храбрый Вардан, Вард. У Варда было трое сыновей: Варазман, царевич Шушик и первый великий князь Албании Вараз-Григор(625-636). Вараз-Григор в 628 г. принял армянское христианство и был крещен католикосом Ал-бании Виро (596-630). У Вараз-Григора было четыре сына — Вараз-Перож, Дживаншир, Йезд-Хосров и Ва-разман. В «Албанской книге» генеалогия династии Михрана перечислена следующим обра-зом: Михран, Армайил, Варда, Вардан, Варкил, Вараз, котрому «при крещении выдаю-щийся гений каталикос Виро дал ему имя «Григор» (Вараз Григор) и Дживаншир. Вараз-Григор в 628 г. принимает армяно-халкедонскую веру христианства. Несмотря на то, что династия Михранидов сумела закрепиться в Албании в 603 году, они сумели только к 630 г. выдвинутся на первые ряды Албанских князей и последних подчинить себе. Самым ярким представителем Михранидов является Великий князь Ал-бании Джаваншир (636-680). При нём получила широкое развитие албанская письмен-ность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армяно-албанского исто-рика Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником по истории Кавказской Албании. Михраниды, за короткое время, расширив границы своих владений, добрались до На-хичевана. Весь Нахичеван был включен в состав государства Михранидов. По своему важному геостратегическому положению Гардман представлял собой западный форпост Албанского государства и до прихода Михранидов управлялся местными армяно-парфянскими (митраистскими) феодалами, из ветвей тех же Михранидов. Население Гардмана вместе с ути, цавдеи (цовдеи) и гарагарами были из рода Арана, то есть были автохтонными. Из рассказа М. Каланкатуйского становится известным, что род Арана был ираноязычным. Согласно его рассказу, после основания города Михриван Михран, весной пригласив хитростью к себе 12 видных вельмож Верхнего Кирдмана, всех уничтожил и стал владетелем всей области. А построивший крепость Гардман Вард таким же образом убил 60 человек из числа древних местных Араншахов, пощадив при этом только одного из них — мужа дочери своего родственника Араншах Зер-Михра, который, судя по имени, также был из рода Михранидов. Одним из ярких представителей Араншахов был Вараз — Фируз. Вараз-Фируз (Вараз-Перож) был братом Великого князя Албании Дживаншира (637-680) и отцом князя Ва-раз—Тиридата I (680-699). Араншахи — из рода тех же Михранидов, и мы наблюдаем здесь уже внутридинастическую борьбу. Население Гардмана вместе с другими областями Албании в IV в. (313 г.) принимают христианство несторианской ветви. Михраниды в этой области построили крепость Кирд-ман, город Михриван и христианский храм. Один из представителей Михранидов — Нер-сес-Бакур был армянским католикосом Албании. Баласакан, населенный армяно-парфянами, обладал относительной независимостью. Об этом свидетельствует печать из собрания Парижской национальной библиотеки, принадлежавшая великому католикосу Албании и Баласакана с надписью: «Великий католикос областей (куст) Албании и Бала-сакана». Михраниды сумели сохранить свою власть даже после полной зависимости от арабско-го владычества в 705 г. Ути – Отена. Историческую область Отена античные авторы и Ути древнеармянские источники локализуют на правом берегу реки Куры. Отена (Ути) граничила на востоке с Пайтакараном (П(Б)аласакан, Байлакан), на юге – с Арцахом, с севера была окружена ре-кой Курой, а на западе доходила до границ Албании и Иберии. Племена утиев, гардман, цавде и гаргары были самыми многочисленными в албанском племенном союзе. О племе-нах утиев есть упоминание у Геродота, который сообщает, что утии совместно с миками и париканиями принимали участие в походе персидского царя Ксеркса на Элладу. Все эти племена были вооружены подобно пактиям, то есть местными луками и кинжалами (Ге-родот). Начальниками их были: у утиев – Арсамен, сын Дария; у париканиев — Сиромитра, сын Эобаза (Геродот). Пактии, во главе которых стоял Артанит, сын Пфамитры. Ираноя-зычность родственных пактиям, микам и утиям париканиев также не вызывает сомнений. В бою взаимодействие отдельных отрядов имеет огромное значение и поэтому в период боевых действий военачальники всегда стремились объединять отряды по родоплемен-ным и этническим признакам, что способствовало преодолению языкового барьера и сплоченности в бою. Ведь совсем не случайно, что Геродот упоминает утиев вместе с другими ираноязыч-ными племенами XIV-й сатрапии Ахеменидского государства — сагартиями, саранг, та-мане и миками. Все названные Геродотом племена – ираноязычные, и это же можно ска-зать и об утиях. Утии («витии») упоминаются и Страбоном (XI,VII,1; XI,VIII,8; XI,XIV,14). Птоломей (V,XII,4) упоминает область Ути в форме Отена. Судя по этим со-общениям, область утиев граничила с областью проживания париканиев (паретакенов) – в области современного Исфагана, сагартиев (Зикерту — Мукринский Курдистан), миков в Муганской равнине и распространялась до озера Севан. Советская историческая традиция считает утиев прямыми потомками древних кутиев. Академик И. Г. Алиев размещает утиев южнее Аракса, «там, где прежде жили кутии». Э.А. Грантовский считает, что утии Геродота обитали к югу от Куры и к западу от нижне-го Аракса. Название области утиев нашло свое отражение в Урартских источниках в форме Этуи-ни (Этуихи). О своих завоевательных походах в эту страну сообщают урартские цари Иш-пуини (последний четверть IX в.до н.э.), Менуа (810-786 гг.до н.э.), Аргишти I (786-764 гг.до н.э.) и Сардури II (764-735 гг. до н.э.). Kur etiuni (etiuhi) – «Страна Этиуни» (Этиухи), по мнению академика Г. А. Мелики-швили, собирательное название обширной территории южного Закавказья. Почти все крупные политические и этнические образования южного Закавказья упоминаются в тек-стах в связи с Этиуни. Очевидно, что кутии-утии получили свое этническое название от имени шумеро-кутийского (утийского) солнечного бога Уту (по-шумерски — «светлый», «сияющий», «день»), который был известен под арамейским словом «Шамс». По традиции Уту — основатель I-й династии Урука. И этим объясняется значитель-ность роли Уту в мифической традиции Урука (мифы цикла «Инанна —Думузи», где он помогает Думузи; эпосы о считающихся его потомками Энмеркаре, Лугульбанде и Гиль-гамеше). Кутийцы и мидийцы своим родоначальником считали Уту – бога солнца и носят ее эпоним. Гаргары в Албании являются древнейшим этносом и, согласно преданиям, были пере-селены в эту страну самим Александром Македонским в период его царствования в 336 – 323 гг. до н.э. Общеизвестно, что А. Македонский не был на территории Южного Закавказья. Гарга-ры могли быть переселены в Албанию после битвы при Гавгамеле в 331 г. до н.э. После того, как распалось государство персидского царя Дария в битвах с Великим Александром Македонским и под натиском войск македонского полководца многие племена, среди ко-торых были и гарагары, уйдя от преследований, переселились в Албанию. Гаргары упо-минаются у М. Хоренского в числе потомков Арана. Гаргарийская равнина в Албании и есть современная Мильская равнина. Именно здесь в V в. возник г. Байлакан. В пользу того, что гаргары переселились на территорию Албании из исторической Мидии, свидетельствуют многочисленные населенные пункты с названиями Гаргар, Гере-гер-Насир, Баба Гаргар, Каркарак, Керкере, Керкер, Каракар-Джал. Все вышесказанное дает основание не сомневаться в ираноязычности цовдеев, гаргаров и утиев. Ссылаясь на труды М. Хоренского и Степаноса Орбеляна, Ф. Мамедова делает обоснованный вывод о «генетическом родстве населения Гохтна и остального населения Албании – утиев, гардман и цовдеев». Общеизвестно, что в I – II вв. н.э. основными на-сельниками Гохтна (район Ордубада) и Нахичевани были армянские митраисты - мары. В С(Ш)акасене также жили армяно-ираноязычные племена. Согласно АК, одна из жен Хос-рова — Ширин была дочь утикца. Столицей Албании, был город Барда (Партав), который был построен в V веке и располагался в области Ути (М. Каланкатуйский). Столицу одной из областей Манны – Зикерту в VIII в. до н.э. называли Parda. Грантовский с названием Зикерту связывал племя сагартиев, в которых мы видим жителей Сакасены — саков (шаккаков). В области Утии есть город Гандзак – нынешний г. Гянджа и Гандзак – столица Атропа-тены. Утии жили в Албании гораздо раньше I века н.э. Поэтому беспочвенны утверждения об основании города Барда (Партав), якобы переселившимся с юга на север, то есть из Атропатены в Албанию, утиями. К началу I в. н.э. утии жили на огромной территории, ох-ватывающей часть Атропатены и Албанию. Тем более, что основал Партаву (Барды), прежнее название которой было Фирузабад, Ваче II (444-463) по приказу Сасанидского царя Фируза (Пироз –Пероз) (454-484 гг.)( М. Каланкатуйский). Согласно источникам, Партав (Барда), Бейлаган (Пайтакаран – Б(П)аласакан), Кабала, Нахичеван, Дербент, Чола, Гирдман, Шаки, Шамкир и др. города Албании еще в V веке управлялись «местными пра-вителями — гордзаками». Все названия городов – армяно-иранские. Пазканк. М. Каланкатуйский упоминает область Большой Пазканк в Арцахе, где бла-годаря усилиям Иов(ел)а «беспокойное» население Большого Пазканка приняло христи-анство (I, XXIX). В средние века эта область была известна как «Ахристан», а позже как «Дизаг» («Укрепленная страна» в древнеармянских источниках). Область Ахристан охва-тывала предгорье Карабаха, в том числе и Джабраила и часть Милской равнины, а область Дизаг — территории между реками Гуручай (Физули), Аракс и Хакари (Зангелан) и при-аракскую часть Джабраила. Ахристан в древнеармянских источниках указан как Пазканк. А древнее название Ахристана – Арсаг (Арсак/х –Арцах — от имени армяно-парфянского (сакского) родоначальника Арсак/Аршак). Ахристан в античных источниках известен как Орхистена. Страбон указывает, что Орхистена выделялся среди других областей наи-большим числом всадников, т.е. значительной военной силой. Население Арцаха, по эт-ническому составу, состояло исключительно из «армяно-иранских» элементов. Во второй половине IV в. среди «отпавших от армян» стран были «область Арцах» и «Страна Кас-пия». Территориально Сисакан вместе с Пайтакараном (Баласаканом) относился к «шахр мару Атропатакана», то есть относился к армяно-митраистскому марскому Атропатакану. А Арцах с областью Большой Пазканк также был в составе Пайтакаран-Баласакана и, сле-довательно, также находился под марским (армяно-митраистским) влиянием. Согласно Геродоту, в XI округе обитали каспии, дарейиты, павсикии и пантиматы. Этот округ павсиков он указывает в Мидии, который охватывал юго-запад армяно-иранского При-каспия, что, примерно соответствует северной части будущей Атропатены. Впервые христианство в Албании начинает распространяться одним из 12 апостолов Иисуса Христа — Фаддеем. Официально христианство в качестве государственной рели-гии было объявлено царем Урнайром в 313 г. Начиная с IV в., при правлении армяно-парфянской династии Аршакидов, христианство в Албании становится господствующей религией. С I века христианское вероучение начинает проникать в армяно-иранскую (митраист-скую) среду, и часть армян-митраистов от зороастризма переходят к христианству. Одним из первых проповедников был апостол Фома, называемый «первым восточным», который во втором году вознесения Христова по дороге в Индию проповедовал среди армяно-иранцев: парфян, мидян, персов. Уже во II веке н.э. в Осроене в Эдессе (современный г. Урфа на Юге Западной Армении) образовалась церковь. Древнее предание, отраженное в III книге «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и у Сократа Схоластика (кн. I, гл. 19), свидетельствует о том, что апостол Фома получил жребий апостольства в Парфии, Варфоломей — в Индии. Варфоломей, после проповеди среди парфян и мидян, эламитов, пошел в земли персов и магов, а затем в Армению. Имя Григора (Григор Просветитель) «парфа» из династии аршакидов занимает особое место среди христианских проповедников. Согласно преданию, родился он в Артазе (Ма-ку) в восточной части Армении. Распространение христианства в Албании, Армении и армяно-иранской Иберии связывают с его деятельностью. Он считается основателем армянской церкви. В Парфянском и Сасанидском государствах начали появляться христианские общи-ны. На территории Восточной (армяно-иранской) Армении центрами распространения христианства были Эдесса (Урфа), Нисайбин, Амед (Диарбакыр), Арбела (Эрбил), Карка де Бет Селох (Киркук). А с IV в. в этих областях начинает распространяться христианство несторианского толка. Эти последователи Нестория и стали распространителями несторианства среди на-селяющих Иран народов. На первом соборе христиан Сасанидского государства в 410 го-ду в патриаршество Исаака (400-411) было оформлено фактическое устройство христиан-ской церкви Сасанидского государства, утвержден титул католикоса для ее главы. Таким образом, можем сделать промежуточный вывод: 1. Кавказская Албания – это государство не только армяно-удин (лезгино)-дагестанцев, но и армяно-иранцев каковыми могут считаться талыши и кур-ды, но более важно то, что Кавказская Албания может считаться Армяно-Иранским государственным образованием. 2. Важно осознать, что Кавказская Албания – это государственное образование не только армяно-удин или лезгино-дагестанцев, но и армяно-иранцев: выше было показано родство армяно-парфян (саков) и мидийцев. 3. Кровнородственные отношения династий Сасанидов, Парфян (Аршакидов) и Михранидов на примере династии Михранидов, доказываемые многочис-ленными источниками, указывают на их армяно-парфянское естество. А это в свою очередь позволяет однозначно утверждать, что в этнически разнород-ных государствах Сасанидов, Аршакидов («парфян») и Михранидов высшие властные структуры в государствах возглавляли армяно-парфянские князья, из числа которых и назначались цари. 4. Древние насельники Албании — утийцы, кирдманцы, цовдеи и гаргары, потомки Арана — были армяно-парфянами (саками). 5. Династия Михранидов, сумевшая закрепиться и объединить под своим на-чалом другие армяно-ирано-кавказоязычные племена Албании, создала в VI-VII вв. мощное государство в Южном Закавказье. На смену первоначально зороастрийской государственной религии в VI веке пришла христианская ве-ра, и только арабское владычество раскололо надвое местное армяно-албанское население – на мусульман и христиан, и части некогда целого ар-мяно-албанского народа стали делать самостоятельный, причём религиозно и политически разнонаправленный, выбор. 6. Царство Алуанк, Агванк или Кавказская Албания в годы своего наиболь-шего могущества включала кроме собственно Албании (левобережье Куры и южные склоны Большого Кавказа) также и часть армянских провинций Ар-цаха и Утика (правобережье Куры). Албания всегда была многонациональ-ным государством, население которого состояло из трех основных групп: ар-мяно-ираноязычных народов, кавказских народов и собственно армян. Среди первых двух, живших на левом берегу Куры, были потомки современных лез-гинов, удинов, татов, талышей, и других коренных народов восточного Закав-казья. Правый же берег Куры был населен исключительно армянами. Армяне присутствовал как в правящей элите, так и во всех остальных социальных слоях албанского общества. Наиболее известными царями из династии Арран были Вачаган I, Ваче I, Урнайр, и Вачаган Барепашт (Благочестивый). Все они имели армянские имена и либо были армянами, либо имели значитель-ную часть армянской крови. Немаловажно и то, что одним из основных языков Албании являлся албан-ский, письмо для которого было создано Месропом Маштоцем после христиа-низации этой страны. Однако, в конце концов он так и не стал общеалбанской лингва франка, будучи заменён в этом качестве армянским и отчасти, в при-каспийских областях, иранским (предок талышского и татского языка). От-сюда и армяно-иранская государство-образующая сущность Албании: куль-турная, религиозная и политическая. Итак, государствообразующим и цементирующим элементом «многонациональ-ной» Кавказской Албании выступали армяно-парфянские митраисты (Аршакиды), которые в последствии пытались провести армяно-парфянскую христианизацию иранских народов. На этом фоне становиться абсолютно понятной идейно-политическая и государственная правопреемственная роль Нагорно-Карабахской Республики расположенной на исторических территориях армяно-албанской Кав-казской Албании. Нагорно-Карабахская Республика единственная (с исторической и государственной точек зрения) наследница Кавказской Албании в регионе «много-национального» Восточного Кавказа. Поэтому любое другое государство, в этом ре-гионе не являясь наследником Кавказской Албании, обязано подчиниться единст-венному законному наследнику – Нагорно-Карабахской Республике. Руководствуясь подобной историко-политической логикой, следует отметить, что после развала СССР на территории Азербайджанской ССР образовались два госу-дарства армяно-албанская христианская Республика Кавказская Албания и му-сульманская тюркская Азербайджанская Республика. При этом вторая республика обязана, по меньшей мере, войти в состав (принять армянское христианство и ар-мянский язык как язык межнационального общения) новообразованной Республики Кавказская Албания в лице её правопреемницы Нагорно-Карабахской Республики, чтобы считать себя сопричастной к этому государству – субъекту средневекового международного права. Более того, при подобной историко-политической логике Иран является гарантом безопасности родственного «аршакидо-михранидского» ар-мяно-иранского государства Кавказская Албания. *** Вышеизложенная политическая история армянской Кавказской Албании лишь часть глобальной евразийской армяно-парфянской истории, которая берёт своё на-чало ещё с хурритских времён. О чём автор данных строк не раз писал. В частности. Армяне-хурриты будучи носителями высокой общеараттской (армяно-арийской) культуры и цивилизации с распадом Араттского Царства (под влиянием различных геополитических и геоэкономических факторов) широко распространились по всему древнему Ближнему Востоку, что в свою очередь привело к тому, что ко II тысяч. до н. э. они оказались соседями многих народов и племен, находившихся на различных ступенях цивилизованности. Соответственно, различались между собой и отдельные группы армян-хурритов, разбросанные на обширных территориях Сирии, Палести-ны, Анатолии, Междуречья, Армянского и Иранского нагорий, Кавказа и Европы (Кипр, Сардиния, Италия и т. д.). Некоторые из этих групп сложились в самостоя-тельные этносы, чье происхождение от армян-хурритов доказывается лишь тща-тельными историко-лингвистическими изысканиями (например, этруски, пеласги, баски-мушки, расены); некоторые интегрировались с западными армянами (хатто-хетты, палайцы и лувийцы); некоторые смешались с семитскими (ассирийцы, евреи) народами, утеряв при этом свой язык, но, привнеся в культуру этих народов отчетливо различимый отпечаток своей этнической индивидуальности – расу (армено-идность) и культуру (религиозные и юридические законы, военные достижения, ле-генды, эпос и т.д.); основная же масса вошла в состав восточноармянской нации на-равне с хайасцами-урартами. Отдельно необходимо отметить связь между древними евреями и древними армя-нами-хурритами: контакты с Месопотамией объясняют параллели между законами патриархов у евреев и законами Хаммурапи (Вавилон), а истории о потопе были ча-стью традиций этого региона. Однако и законы и истории эти, евреи могли заимст-вовать у армянского населения Палестины, жившего там до появления евреев (Roe-buck K. The World of Ancient Times. N.-Y., 1966. P. 127). Дополнительно отметим армян-хурритов известных как саки, выходцев из исто-рической территории Армении Шакашен (Сисакан), создавших сако-массагетское царство в Средней Азии, скифо-сакское царство на территории северной Индии, где армяне-саки именовались шакья. Именно из одного такого аристократического рода Шакьев (VI-V в. до н.э.) происходил основоположник буддизма принц Гаутама Ша-кья-Муни (мудрец из рода Шакья) или Будда. Добавим также, что кушаны, хиониты и эфталиты были родственными между со-бой племенами, входившими некогда в состав "великой сакской орды" - массагетов, и на раннем этапе своего развития были смешаны с хуннами (Тревер К.В. Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам. С. 132, 143). По последним данным, с кругом кушанских кочевых племен были генетически тесно связаны и сако-парфянские племена (Захаров А.О. Бактрия в I в. н.э. С. 23). Вождём которых впо-следствии станет армяно-сак по имени Ар-Сак (Аршак). После свержения греко-македонского ига родовым имением армяно-саков стал город Бахл или Пахл (сред-невековый Балх). Из Балха происходили многие армяно-сакские (парфянские) роды из ветви кушанских Аршакидов, в том числе и род Михран. Первый армяно-сакский (парфянский) царь Ар-Сак (Аршак) обосновался именно в Бахле (Балх), поэтому его потомки в этом городе назывались Пахлавами или Пахлавуни: Карен Пахлав, Сурен Пахлав, Испахпат Пахлав и др. Себеос отметил, что Балх был первоначальной сто-лицей Аршака. Позднее Балх (Бактры) стал столицей Греко-Бактрийского царства. Вышеизложенный материал в целом отображает напряженность древнеармян-ской внешнеполитической деятельности, ее активное религиозно-политическое, во-енное, духовное, идеологическое и даже генетическое влияние на соседние страны, и главное показывает многочисленную евразийскую протяжённость армяно-арийской ойкумены от Малой Азии до Алтая и Китая. Доказательством чего является истори-ческий феномен – армяно-сакский (парфянский) суперэтнос. Таким образом, если армяне представляли западное крыло этого суперэтноса, то парфяне – восточное, впоследствии полностью тюркизированное (официальными «правопреемниками» парфян себя провозгласили современные туркмены благодаря их лидеру Ниязову). Из подобных тюркизированных парфян происходил Тамерлан, пришедший в по-следствии к власти в Средней Азии, женившись на чингизидке (мощный идеологи-ческий фактор того времени). И последнее. Отметим, что тюркизация парфян была возможна ввиду противо-борства армяно-зороастрийской партии Сасанидов (Санасан) и армяно-христианской партии Аршакидов (Ар-Сак). В результате гражданской войны армя-но-парфянский суперэтнос раскалывается: зороастрийская часть исламизируется и тюркизируется, тем самым исчезает гигантский пласт армяно-сакского (парфянско-го) суперэтноса, а христианская, благодаря «христианской революции» Аршакидов, превращается в современную армянскую нацию. Поэтому если бы не зороастрийская реакция Са(на)санидов Аршакидам, на основе христианской идеологии, навер-няка удалось бы объединить и цементировать в единое государство растянувшийся на просторах Евразии армяно-парфянский суперэтнос. Тем самым Сасаниды-зороастрийцы уничтожили не только единый армяно-сакский (парфянский) супер-этнос, но и всякую надежду на создание принципиально новой христианской евра-зийской державы армяно-парфянских Аршакидов. *** Исходя из вышеизложенного, странно звучат заявления о том, что цель азербай-джанской пропаганды доказать, что армяне Карабаха являются ассимилированны-ми удинами, следовательно, Карабах – это историческая часть Кавказской Албании, «наследниками» которого являются «тюркизированные» кавказские племена1. По-добный подход политически алогичен, а, следовательно, нелепен. А именно: наслед-никами армяно-христианской культуры и государственности Албании не могут быть тюрки-мусульмане, которые эту культуру, государство и, уникальную в своём роде, цивилизацию, уничтожили. Но если эти племена кавказские то, какое отноше-ние к ним имеют алтайские и среднеазиатские сельджуко-огузкие племена, осевшие на Кавказе к XI веку? Просто какой-то «театр абсурда». Надо понять, что в тот мо-мент как Азербайджан отказался от армянского христианства и языка он потерял статус «наследника» Кавказской Албании. К тому же надо иметь глубокую тради-цию по созиданию культуры и цивилизации, и строительству гуманистического хри-стианского государства в регионе Восточного Кавказа, чем не обладает тюрко-мусульманский Азербайджан. Поэтому любые попытки оторвать армяно-христианский Карабах от армяно-албанской цивилизации Кавказской Албании на-водит на вопрос: «а собственно, какое отношение к армяно-христианской Албании имеет нынешний тюрко-мусульманский Азербайджан?», выходит, что никакого. Таким образом, если Азербайджан так сильно хочет быть «наследником» много-национальной армяно-христианской Кавказской Албании ему, по меньшей мере, как выше отмечалось необходимо войти в состав (принять армянское христианство и армянский язык как язык межнационального общения) новообразованной Респуб-лики Кавказская Албания в лице её законной правопреемницы Нагорно-Карабахской Республики. Чего мы и желаем Азербайджану: приобщиться к великой гуманистической армяно-христианской цивилизации и государственности в лице воссозданной Кавказской Албании в регионе Восточного Кавказа. По всей видимо-сти, рядовые азербайджанцы будут не прочь вспомнить о своих христианских армя-но-ирано-кавказских корнях. Вопрос лишь в том, захочет ли того же элита? Но это уже проблема взаимоотношений элиты и народа Азербайджана. 1 Мелик-Шахназарян Г. Этническая самобытность удин в опасности (mitq.org от 07.11.06).