Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК РАЗВИТИЕ АРМЯНСКОЙ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАССИО-НАРНОСТИ АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА-ЦИВИЛИЗАЦИИ В ХХI ВЕКЕ (к вопросу формирования креативной нации-цивилизации) Автор данной работы уже не раз отмечал, что армянская цивилизация должна форми-роваться на основе творческого синтеза различий и поиска взаимоприемлемых форм су-ществования. Подобный подход возможен только при наличии свободы и строгой дисцип-лины духа (самоорганизации). При этом первичные идеолого-символические условия для возникновения в армянской среде дееспособной социально-политической и экономиче-ской свободы (демократии) существуют. Как утверждал американский историк Д. Адамс, в США «большой бизнес» вырос и развился как «особая форма демократии», которая призвана, по его выражению, подобно горе Арарат, остаться после всемирного потопа «символом свободной цивилизации»1. Таким образом, армяне и Армения являются симво-лом «особой формы демократии» и «свободной армянской цивилизации». Эта особая форма демократии выражается в её самодисциплинирующей позитивной авторитарности (о чём также автор данных строк не раз писал). Дух свободы и особой авторитарной демо-кратии суть армянина. Удивительный синтез, казалось бы, противоположных категорий, вновь и вновь подводит нас к мысли о том, что армяне – это нация, являющая миру удиви-тельный пример диалектического единства противоположностей. Подобная национальная характеристика, безусловно, носит «природные или божественные основания», но этого явно недостаточно в условиях возрождения и становления дееспособной национально-государственной и цивилизационной системы. Так как дееспособная (актуальная) система предполагает не только гармонию внутреннего мира, но и её гармонию с внешним миром. С учётом сложной и трагичной истории армян можем отметить, что на данный момент эта нация представляет собой «изнасилованный» осколок некогда могучей древнеарийской (хурритской) цивилизации. Эта нация со времён падения общеарийских империй превра-тилась в маргинальную «конспирологическую» нацию представляющую собой ещё и «ин-теллектуальный резерв» христианства. Поэтому не удивительно, что армянская нация об-ладает осколочным менталитетом, не способствующим к становлению новой (обновлён-ной) армянской цивилизации. Этот менталитет приводит к расщеплению личности и отсутствию реализма. Обновление же предполагает объективно-идеалистическую и реалистично-практическую веру в свои собственные силы без самодурства, надменности и субъективного идеализма. Тем более сутью человека является его вера – вера в Бога, в себя, в нацию, в идеи, в будущее. Но все перечисленные «показатели» возможны только в ситуации «развитости личности». Развитие личности – вот основной показатель становления «свободной и демократической цивилизации». Без развития личности и его внутреннего мира невозможно построить гар-моничное общество и цивилизацию, поскольку невозможно прийти к согласию с самим собой. Свобода и авторитарная демократия – символы армянской цивилизации, способны зародить свободную и дисциплинированную армянскую личность. Причём эта дисципли-нированность должна быть осознанно-необходимой в первую очередь для самой личности и не должна носить инфантильный и нереалистичный характер (границы дисциплиниро-ванности и ответственности должны быть, как и она сама). Она должна соизмеряться с действительностью, но при этом сопровождаться устойчивыми личностными характери-стиками армянина. Короче говоря, содержательное изменение личности, приведёт к изме-нению форм организации армянской нации, а значит и цивилизации. Но для этого необхо-дима революция в сознании. Подобную революцию можно осуществить во многом только с помощью развития этико-психологических особенностей армянской личности. Ибо об-щество состоит из личностей, а личность выделяется своей внутренней энергией, волей, духом и подбором человеческих качеств, которые в свою очередь лежат в осно-ве процесса производства, распространения и потребления (в основе политики, эконо-мики и культуры). Поэтому в строительстве свободного и демократического государства-цивилизации необходимо учитывать этико-психологические факторы, которые создают атмосферу душевного подъёма и душевной дисциплины, без которых возможно лишь наступление хаоса и развала. Если нет организации духовной энергии, то любая позитив-но-поступательная (хозяйственная) деятельность (жизнь) превращается в хаотическую ма-териальную массу. Но личности без объективно-идеалистической и реалистично-практической веры в свои собственные силы не способствуют организации духовной энергии, не генерируют её, а, следовательно, не могут привести общество к позитив-ной организации хозяйственной деятельности. При этом, будучи носителями и гене-раторами того или иного духа (атмосферы) в обществе, эти личности способны де-монстрировать исключительно свою ущербность, непродуктивность, неорганизован-ность, бессистемность, непоследовательность и социофобичность. То есть те каче-ства, которые не способствуют становлению жизнеспособного и организованного гражданского общества и института/государства. В них отсутствует организаци-онный и плановый стержень столь необходимый для любой жизнеспособной общест-венной системы (отсутствует культура общественного организационного труда). Необходимо при этом учесть, что наличие подобных личностей во многом обусловлено почти вечным ощущением себя слабым, беспомощным, подверженным опасностям, ощу-щением своей немощности и национального бессилия. Ведь сила не есть данность, полу-ченная из вне, сила черпается из глубины. Силу можно и необходимо увеличивать в себе, и для этого необходима духовная гигиена личности, а, следовательно, и всей нации. Личности без аргументированной веры в свои силы и способности обессиливают обще-ство. Сила реально возрастает и повышается от сознания себя сильным, от любви к силе, от бесстрашия перед опасностями, от созидательно-позитивной творческой генерации, то есть от того, чем не обладают личности без веры. Исходя из вышеизложенного, можем сказать, что основной путь развития особой ар-мянской цивилизации – это путь становления особой армянской личности – харизматиче-ской личности. Каковы же условия становления подобной личности-цивилизации? Какими индивиду-альными качествами и свойствами характера должна обладать армянская личность-цивилизация? Ответить на поставленные вопросы можно будет в том случае, если учтём «конспирологический» характер и дух армянской личности и соответственно нации-государства-цивилизации. При этом надо отметить, что определённые природные хариз-матические задатки у армянской личности-нации уже существуют, например, достаточно развитая энергетическая структура, определяющая эмоциональное состояние человека (нации) и подвижное энергетическое поле. Смысл, ценности и убеждения – это та триада понятий, которая формирует личность, нацию и государство-цивилизацию уверенной в себе и в своих силах. Подобная уверенность должна быть позитивно-созидательной с раз-витым подсознательным уровнем, который является «строительной площадкой жизни» и «рабочим помещением души». Важно при этом чтобы эта уверенность была глубоко ос-мысленной и продуманной: мысль, направленная на достижение успеха, в конечном итоге превращается в привычку. Ориентация на успех – это ориентация на позитивное мышле-ние с чётким осознанием негативных сторон жизни через управление мыслями. Всё начи-нается с мысли. Привычки – это мысли, уже проявившиеся в действиях. Успех является итогом постоянной работы позитивного мышления. Решающее значение имеет не столько действительность, сколько вера и установки. Ве-ра в успех – это уже половина успеха. Вторая половина – это знание и ясность целей. Ситуативные успехи – это путь к решению проблемы. С точки зрения армянского мента-литета жизнь дана для испытаний, а не для того чтобы чувствовать себя как в раю. Армя-нин живет, чтобы решать проблемы, которых великое множество. «Проблема» для армя-нина – это шанс к самосовершенствованию с обязательным решением проблемы. Армянин заряжен на решение проблем, которые порождают обязанности, дисциплинирующие ар-мянскую натуру и тем самым ещё более ускоряющие процесс движения к успеху. При этом основная его задача – это обнаружить сферу деятельности, в которой он будет веду-щим. То есть там где армянин может проявить свои способности, выделиться на общем фоне и доказать свою успешную неповторимость (для армянина это крайне важно). Успех для него – это то, что следует за делами. Успех – это результат его мыслей, устремлений и дел, направленных на решение конкретных проблем. Постоянная сосредоточенность вни-мания на поставленных целях, воодушевляющая, настойчивая и интенсивная работа толь-ко и приводит его к успеху. Армянин понимает, что никто ему не в состоянии подарить ему успех, поэтому он его добивается. «Слабым звеном» его способностей является недос-таточное владение ораторским искусством (риторикой), которое помогает завоёвывать внимание и доверие окружающих, убеждать их, и руководить ими, убедительно излагая свои мысли. Находя верные слова и произнося их благозвучным голосом можно проникать в души слушателей и воодушевлять их. Поэтому умение убедительно говорить (красноре-чиво) тесно связано с развитием личностных качеств. Армянская национальная харизма-тическая натура имеет высокий заряд энергичности, уверенности, авторитетности и при-родного энтузиазма. Но у неё есть ещё один существенный недостаток – это крайняя суг-гестивность (внушаемость), т.е. армянин легко подвержен внушениям извне, что деваль-вирует его харизматичность. Поэтому он должен развивать в себе аутосуггестию (само-внушение), т.е. самый действенный способ оказания влияния на самого себя. Концентри-ровать свои силы и направлять их на раскрытие своих харизматических способностей. Та-ким образом, можно избавиться от внешнего влияния (внушения), отучиться от негатив-ных привычек и усвоить новые – позитивно-поступательные, например, вырабатывая при-вычку уверенности в своих силах и в правильности своих идей через приобретение глубо-ких (фундаментальных) и широких (прикладных) знаний. Проявляться эта уверенность может в умении говорить с особым воодушевлённым порывом души, образно, понятно и эффективно точно. Армянская харизматичность предельно энергична и страстна, но ей крайне необходима ещё объективность и профессиональные знания. Одной природной энергичности недостаточно. Армянская харизматика требует: а) умения формировать свои собственные представления с дальнейшим ознакомлением окружающих; б) определения высокого (идеалистического) смысла своей жизни – цельного грандиозно-го мировидения; в) мировидения или представления воздействующего не только на чувства (эмоции), но и на разум, перекликаясь с чувствами, потребностями и желаниями; г) доверия к себе и к своим представлениям; д) использования объективно-идеалистического самовнушения с включением подсозна-ния; е) постоянной «учёбы» и сбора информации в соответствующей области; ё) развития коммуникативных способностей (убедительное объяснение окружающим о своих намерениях, ради их поддержки, умение давать чёткие и ясные указания с точным определением целей и задач, рационально планировать совместные действия и осуществ-лять контроль над достигнутыми результатами); ж) веры в себя и свою идею (через профессионализацию своих знаний с дальнейшей спо-собностью убеждать, воодушевлять и мотивировать окружающих). Вышеизложенные требования направлены на акцентирование внимания на личности с развитием в нём новаторского мышления. Армянская харизматичность сильна настолько, насколько она учитывает человеческий фактор и умеет добиваться успеха в мягкой форме – в форме социализации – активное участие самой личности в освоении культуры меж-личностных отношений, в формировании определённых норм, ролей и функций, приобре-тении умений и навыков, необходимых для их реализации. Социализация включает в себя познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической ра-боты – индивидуальной и групповой. Человек воспринимается не как исполнитель, а как личность. При этом надо понять, что социализация в армянском случае предполагает с од-ной стороны авторитарность, а с другой – демократичность. Т.е. с одной стороны непрере-каемый авторитет лидера, достигаемый благодаря его позитивно-энергичным и целеуст-ремлённым личным качествам, а с другой стороны способность к коллективной работе, при которой укрепляется самостоятельность и снижается (нивелируется) субординация. В результате укрепляется как авторитет лидера, так и автономность личности (по принципу диалектического единства взаимодополняемых противоположностей): каждый получает «своё». Именно на такой основе только и может выстраиваться социализация армянской харизматической личности-цивилизации и авторитарной демократии: в виду личной (мо-рально-нравственной) и профессиональной авторитетности (обаяние) лидера, личность с удовольствием подпадает под его управление. Ради такого лидера (уважающего и учиты-вающего фактор автономности личности) личность охотно проявляет инициативу и под-держивает лидера в его замыслах (принцип взаимности). В данном подходе нельзя обойтись без наиважнейших компонентов армянской автори-тарной демократии: а) взаимного доверия способного ставить разумные задачи; б) мотивации (причём не столько материальной, сколько психологической, удовлетво-ряющей тщеславие автономной личности); в) совпадения и отождествления целей лидера и автономной личности; г) позитивно-волевого примера с такими качествами как авторитетность, человечность, реактивность мысли и действий, выносливость, дальновидность, решительность, интуи-тивность, инициативность, способность проникать интересами и потребностями личности (эмоциональная чуткость), способность мотивировать и воодушевлять, ситуативно-позитивная компромиссность, способность признавать свои ошибки, владение специаль-ными знаниями и т.д. д) ответственности; е) признания автономности личности с привлечением его к решению общих задач и целей. ж) анализа и душевного равновесия (позитивно-поступательного оптимизма и идеализма); з) доброжелательной атмосферы и ауры; и) умения учиться как на своих, так и на чужих ошибках с волей к успеху и победе. Армянская авторитарная демократия – это способность создать команду и увлечь автономные личности конкретной идеей. Мощное чувство власти и спонтанность управления – отличительная черта армянской харизматической нации-цивилизации. Ар-мянская авторитарная демократия выстраивается не только по принципу «должного и не-обходимого» (профессиональные качества), но и по критерию моральных принципов и межличностной совместимости – «масти» (психофизические и личностные качества – темперамент и коммуникабельность). Основные законы армянской харизматической нации-цивилизации – это дисцип-линирующая (ответственная) свобода и осознанно необходимое самоограничение (снисходительное отношение к себе не допустимо – дисциплина духа и силы воли); само-стоятельное позитивно-поступательное (созидательное) мышление; идейность (без идеи нет продуманного дела – результата); сосредоточенность, способствующая накопле-нию жизненных сил; интеллектуальность, контролирующая и направляющая эмоцио-нальность (чувства), ибо только интеллект способен генерировать подконтрольные чувст-ва и эмоции (не заглушать, а лишь контролировать); гуманизм (любовь), который являет-ся сгустком разумных положительных эмоций, чувств и переживаний (осознанная концен-трация чувств мобилизует внимание и сосредоточение на главном, что необходимо для успеха и победы); одобрительность, придающая силы; объективно-позитивное выделение успехов, и не зацикливание на неудачах: не осуждать (осуждение лишает сил), а подбад-ривать и поддерживать; вера, хотя она и нелогична и иррациональна – тем не менее, за-частую она придаёт много сил, уверенности и рождает действие (вера в свои духовные и интеллектуальные силы); сознательность и мудрость; целеустремлённость и пункту-альность; объективно-идеалистическая система ценностей, совпадающая с мыслями, действиями, ощущениями, что порождает адекватность восприятия окружающего мира; плановость, отрицающая неорганизованность, фатализм и пессимизм; позитивное мыш-ление – конструктивно-творческие мысли, которые позволяют двигаться по пути дости-жения цели (успеха или победы) и которые стимулируют поиск решений, а не погружение в проблемы (как сказал более 2500 лет назад Гаутама Будда: «Господство над мыслями даёт власть над телом и жизнью» (позитивная материализация духа и мысли); уважение и учёт интересов автономной личности; будущность (философия вечности); устойчи-вость генетической памяти, которая выделяет именно армянскую национальную хариз-матичность, так как во многом только армяне способны использовать свои возможности глубинных структур национальной генетической памяти, благодаря чему им приходят не-мыслимые прежде идеи, перед мысленным взором возникают яркие образы (картины) бу-дущего, именно благодаря этому качеству армяне обладают важной характеристикой ха-ризматической нации – проницательностью, дающей доступ к подсознанию, и за счёт чего лучше усваивается «новое» (отключается разум – контролёр), подсознание делает доступ-ной всю накопившуюся в нём информацию, осмысливается опыт и знания, таящиеся в не-драх подсознания, при этом армянин обретает не только способность взглянуть на крити-ческие ситуации с другой точки зрения (глубоко переживаемые чувства и устойчивая ге-нетическая память позволяют родиться оптимальным решениям почти без усилий), но и устойчивую веру в свои силы; мессианство, порождённое чувством уверенности в свои силы, которое позволяет обрести душевное равновесие, собраться с силами, зарядиться энергией, углубиться в себя и определиться в главном (психотерапевтическая сущность христианства); оптимистичность (солнце) – древнеармянский символ бесконечности жизни, созидания и обновления (при подобном подходе неудача для армян – это стимул к успеху); страстность (пассионарность), которая зачастую угасает и поддерживается только благодаря достигнутым успехам, поэтому армяне должны постоянно посылать но-вые импульсы созидательных успехов, чтобы поддерживать в себе страсть во имя дости-жения высокой идеалистической цели (чем больше успехов и идеалистичней цель, тем дольше будет не угасать страсть). Итак, в заключении необходимо отметить, что развитие армянской харизматиче-ской личности ведёт к становлению не только харизматической нации, но является одним из важнейших элементов национально-политической пассионарности армян-ского харизматического государства-цивилизации в XXI век. На этом пути лишь необходимо справиться с национально-психологическими про-блемами. Надо понять, что почтенный национальный возраст не является причиной для того, чтобы не ставить перед собой какие-либо высокие задачи (цели) и не доби-ваться при этом успешных результатов. Согласно законам природы «национальные мышцы», находясь в бездействии, дрябнут, ослабевают и, в конце концов, полностью атрофируются (снижается пассионарность и нация исчезает). Нация стареет не по причине активного применения своих способностей, а из-за пассивности и нежелания проявить свои физические и интеллектуальные возможности. Излишне беречь себя, предаваться физическому национальному покою и умственной дремоте означает преждевременно «постареть и умереть». Вялость национальной мыслительной дея-тельности, скудость воображения, отказ от мечтаний и надежд означает националь-ный жизненный застой, начало конца. Такое состояние быстро приводит к душевно-му и умственному национальному одряхлению. Предпосылками активной нацио-нальной жизни, подразумевающей непрерывный духовный рост и самосовершенст-вование (через развитие критического мышления), являются энергичность, разво-ротливость, гибкость, максимальное использование сил и вера в себя. Вера в себя является важным фактором, ибо она активирует душевные силы и помогает сбро-сить внутренние путы. В состоянии внутренней свободы нация (как собственно и личность) способна на всё. При этом мысли и цели должны быть заряжены мощной энергией, чтобы справиться с недоброжелательной критикой и оценками. Невозмож-но победить таких врагов успеха, как сомнение и неуверенность в своих силах, если не проявлять сосредоточенность, силу и не повторять себе формул успеха. Благодаря постоянным тренировкам, настойчивости и терпению, осознавая свою цель, каждый день будет днём успеха и побед. А для того чтобы успехи и победы приносили нации счастья необходимо постоянно всесторонне совершенствоваться, мобилизуя огром-ные генетические (глубинные) запасы силы воли, духа, ума и энергии (национально-го здоровья). Армянская нация (государство) перестанет быть жертвой своей судьбы только тогда, когда сама создаст необходимые условия и ситуации и Бог её в этом поможет. Нация сможет даже определённым образом влиять на окружающий её мир, сообщая ему некий импульс, проявление которого впоследствии положительно отра-зиться на ней же. Всегда были нации, которые способствовали тем или иным изменениям, движи-мые сильной волей и определёнными мотивами. Многие нации вынуждены были сойти с накатанного, привычного пути и кардинальным образом изменить свою жизнь вследствие пережитого шока, разочарования, удара судьбы или бедственного положения. У армянской нации та же ситуация. Нельзя топтаться на месте ввиду ле-ни, инертности и привычек. Необходимо преодолеть психологические национально-государственные комплексы через путь к успеху и победе•. Таким образом, вышеизложенные подходы могут привести к формированию "критически мыслящей личности" - ведущего начала политической жизни. Именно благодаря её активности происходит обновление форм социальной организации, она ведёт за собой массу! 1 Фурсенко А. Династия Рокфеллеров. Л., 1970. С. 462. • Который выглядит таким образом: положительное излучение, исходящее от нации и государства – положительная реакция на него со стороны внешнего мира – положительное воздействие на него – искреннее (без сомнений) определение конкретной идейной цели – положительное поведение – поло-жительный отклик на него – подтверждение правильности выбранного пути и новые стимулы – про-движение к цели – уважение и признательность со стороны внешнего мира – успех и победа.