Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК АРМЯНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПЕРЕХОД ОТ НАЦИОНАЛИЗМА К НАЦИОНАЛ-КОСМОПОЛИТИЗМУ (к вопросу формирования имперского политического мышления) Геополитическая ситуация сложившаяся в современном мире доказывает необходи-мость идеологии как важнейшего элемента формирующего вектор национально-государственного развития. Идеология сохраняет общество в качестве целостного само-стоятельного субъекта истории (как государство), поэтому она является безусловным бла-гом. Идеология выступает здесь как объективный фактор государственного бытия: в её лице весь комплекс общественно-исторических ценностей (духовных, мировоззренческих, нравственных и т.д.) соединяется в целостную систему общественно-государственной идентичности, отражающей облик нации на данном этапе истории. В этом отношении идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности. Более того, идеология возникает в момент превращения народа в нацию, и наоборот деидеологизация нации превращает её в народ. Особенно важно осознать, что государство – это социальный организм, и именно идео-логия определяет его целостность, являясь связующим смыслом и содержанием общест-венной жизни. При этом идеология как форма государственного самосознания всегда кон-кретна, однако при этом никогда не остаётся неизменной, будучи всегда привязанной, к динамике исторического процесса в его политической, экономической и мировоззренче-ской проекциях. В этом отношении идеология есть то, что держит нацию на плаву исто-рии, определяет адекватность и подвижность её исторического бытия. Более того, идеоло-гия оказывается не только некой утилитарно-политической матрицей, стягивающей на-циональные смыслы в определённую формальную целостность, но и являет собой глубо-кое метафизическое содержание. Следовательно, национально-государственная идеология призвана выполнять важнейшую историческую функцию – быть основой цивилизацион-ной идентичности, охранять собою преемственность цивилизационного бытия. Особенно это важно в армянском случае. Так как национально-государственная идеология пред-ставляет не просто лицо нации и государства, но и лицо особой (самобытной) армянской цивилизации. Ведь идеология выступает целостной системой идей, определяющих само-сознание нации не только на данном этапе истории, но и в перспективе. Идеология не яв-ляется произвольным набором «современных» мировоззренческих принципов, но всегда есть органичное выражение целостного осознания нацией своего прошлого, настоящего и будущего. То есть в национально-государственной идеологии органично сливается и от-ражается единство исторической судьбы нации и государства: как единство пережитого прошлого, актуального настоящего, и чаемого будущего. Причём следует отметить, что национально-государственная идеология – это не столько константа национальной и госу-дарственной истории, заданная для нации и государства раз и навсегда, и требующая лишь собственного охранения, сколько есть некий талант, который необходимо приумно-жить, то есть раскрыть в историческом процессе. В этом отношении армянская нация он-тологически ответственна за свою историческую миссию и не может уклониться от своего исторического предназначения (определяется национально-государственной идеей, побу-ждающая национальный дух к настойчивому и целеустремлённому преодолению истори-ческой эмпирии, к реализации той идеальной цели, которая переживается как внутренняя данность (как «талант»), требуя своего раскрытия в истории). При этом национально-государственная идеология выступает и как объективированная во времени форма национальной идеи, отражающая государственно-историческое само-сознание нации на данном этапе истории. Здесь заканчивается область идеального, и на-циональный дух выходит на арену реальной политики. В свою очередь реальная политика ставит вопросы власти и управления через развитие сверхперсоналистичной и интегрирующей идеологии, способной встать над личностями (обществом) и, консолидировав их, создать «мобильный социальный кулак» национально-го самосознания. Отрицать идеологию как таковую – значит отрицать государство как форму национально-исторической самоорганизации общества, что совершенно неприло-жимо к задаче национального возрождения. Недостатки «идеологии» - это не проблема идеологии как таковой, а, скорее, проблема порочности человеческого сознания и тех раз-рушительных сил, которые манипулируют этим сознанием в своих интересах. Более того, в армянском случае национальное самосознание было захвачено чуждыми для них взгля-дами и оценками окружающей (политической) действительности. Таким образом, сфор-мировалось ошибочное (искажённое) представление о своей национально-исторической самоорганизации, во многом выгодное и эксплуатируемое в своих интересах внешними силами. Важно понять, что идеология – это интеллектуально-идеалистичное осмысление нации как целостного социального организма, нуждающегося в организации. Подобная (в высшей социально-сознательной степени) организация должна органически совмещать эмпирическую множественность со стремлением к духовно-осознанному внутреннему единству. При этом без сознательного определения идеального в идеологической конст-рукции немыслимо! Так как идеал, является важным элементом в структуре нравственной деятельности человека и наполняющий его жизнь смыслом. В этом случае каждый кон-кретный поступок осознан, соотнесён с общими национальными ценностями, т.е. нравст-венно значимыми представлениями, встроен в общую стратегию поведения. Поэтому сле-дует осознать, что идеология – это в некотором смысле политическая норма, которая не может быть целью, она есть средство. Поэтому её значимость важна не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Иначе она будет достаточно формальной и бессодержа-тельной. Именно христианская политическая идеология задаёт высокую нравственную планку и требует от человека глубокого осознания необходимости следования им, т.е. раз-витого чувства долга. История христианства изобилует примерами, когда ради выполне-ния своего христианского (морального) долга люди жертвовали не только удовольствиями или личной выгодой, но и своей жизнью. Если же по каким-либо причинам долг оказы-вался невыполнимым, верующий погружался в сложные нравственные переживания: муки совести, страх и раскаяние. Таким образом, искренне демонстрировалось чувство ответст-венности и преданности, высшим идеалам и ценностям. Очевидно, что с христианской точки зрения без понятия идеала не имеет смысла понятие идеологии (нормы), так как становится неясным, на какой основе та или иная идеология (норма) формулируется, ради чего и направлена ли она на развитие и самосовершенствование. Таким образом идеал – это источник сущностно-осмысленного стремления к развитию и самосовершенствованию (своеобразный позитивный максимализм). Без понятия идеала не имеет смысла понятие долга, нет представления о совести и о других нравственных чувствах, которые особенно необходимы в политической деятельности (принцип легитимности власти или доверия к власти). Очевидно, что безнравственная власть (например, власть у которой слова расхо-дятся с делами) не заслужит доверия народа, а значит, будет не легитимной и обречённой на поражение. Подобная власть не способна будет вести нацию к высоким горизонтам развивающего совершенства (идея смысла жизни). Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений, т.е. идеология, определяет поведение личности и об-щества, делая их в высшей степени осмысленными на национально-государственном уровне. Подобный подход верен, если учесть, что человек – существо социальное (обще-ственное), чьё мировоззрение формируется обществом, а общества государством. Совме-стная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. В нашем случае, имен-но христианская нравственность есть один из таких регуляторов, который определяет по-ведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Именно христианская нравственность определяет гуманистический характер «ценного», т.е. меняется содержательно-качественная сторона нравственности. Законодателем её является Бог и государство, ко-торые соответственно определяют основные гуманистические идеалы и условия (система управления) реализации (достижения) этих идеалов. Но возможно подобное лишь благо-даря наличию «силы воли» и её активатора. Без активатора – Бога, зажигающего в челове-ке стремление к идеалу, через соответствующие наличествующие в нём природные задат-ки и генетическую предрасположенность, невозможно поступательно-позитивное и опти-мистическое развитие. Но без государства невозможна практическая реализация (социали-зация) гуманистических задатков в человеке-обществе (нации). Таким образом, государственная система управления гуманизируется и придаётся ей сверхдолгосрочная целевая программа реализации христианских идеалов (возникает сверхдолгосрочный смысл жизни и позитивно-оптимистический настрой на жизнь в об-ществе). При этом без мобилизационно-структурных и организационных особенностей идеологии, необходимой государству, невозможна реализация на национальном уровне христианских идеалов, основанных на не репрессивной нравственности и ограниченной свободе. Важно отметить, что государство должно направлять все свои усилия на долго-срочное гуманистическое развитие личности, общества и нации. Без христианской идео-логии это сделать невозможно. При противоположном подходе возможен только «соци-альный каннибализм», который успешно разрушал армянскую социальную среду, а зна-чит личность, нацию и государство. В этом одна из причин асоциальности армян как на-ции и трагичности их политической судьбы. Поэтому армянской нации крайне необходима христианская политическая идео-логия, которая систематизирует совокупность гуманистических понятий и пред-ставлений, с помощью которых личность, группа, класс, общество и т.п. осознают свои политические позиции и интересы, которые смогут выступить в качестве мо-тивов их политической деятельности. Именно в функциональной зависимости христианского содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений, как о сущест-вующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересов и действий которые данная идеология обслуживает (христи-анский реализм и идеализм). Идеология является систематизированным, логически связанным духовным образова-нием, который развивает социально-психологический уровень сознания. В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции идеологии заключаются: а) в ов-ладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди долж-ны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитив-ный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества); б) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики; в) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и акку-мулировании их энергии, то есть создание нации. Важно понять, что идеология – это од-новременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в уровнях теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства); программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и вы-ступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования по-литического поведения); поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных фор-мах политического участия, в определенном типе политического поведения). Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений че-ловека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. В армянском случае – это христианская форма общественного устройства. В реальной политике партийным идеологиям свойственны в равной степени борьба и многообразие мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. И хотя партийная идеология в реальной политике способна на компромиссы, взаимоприемлемые решения, тем не менее, необходима национально-государственная идеология, стоящая над подобными процессами и являющаяся общей для всех партийных идеологий. Подобный подход формирует национально-государственный код (константа) и рамки функционирования партийной идеологии. Таким образом, государство как целое формируется именно на основе единой идеоло-гии, которая является в данном случае неким внутренне-органичным синтезом распро-странённых и общепринятых в обществе мировоззренческих установок (надпартийный подход). В связи с вышеизложенным подходом актуализируется проблема истинности идеоло-гии. То есть насколько идеальные установки стыкуются с реальной политикой. Поскольку истина мертва без её воплощения в жизнь, то можем отметить, что сама жизнь настолько совершенна, насколько она приближена к истине. Движение к истине и есть суть развития и самосовершенствования (гармония с самим собой и с окружающей средой, счастье и бессмертие). Соотношение в идеологии идеального и реального определяется рядом нюансов. Отри-цание идеального в идеологии превращает её в чисто утилитарное средство управления обществом, делает её мёртвой и отчуждённой, а сама политика теряет при этом нацио-нально-историческую перспективу и смысл. Начинается процесс распада нации и госу-дарства. В то же время недооценка реального в идеологии делает её отвлечённым мечта-нием, лишающим национальное бытие (и политику) конкретно-исторической актуально-сти. Именно поэтому политика – есть «искусство возможного», где идеальное и реальное находят своё оптимальное цивилизационное разрешение. Поэтому если политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государст-ва, в решении проблем, относящихся к жизни общества и нации в целом, то идеология – это общие для всех «правила» на основе которых осуществляется это участие. При-чём основанием для истинной политики не может быть отвлечённый прагматизм, демо-кратизм, либерализм, общечеловеческие ценности, или здравый смысл – всё это условная политическая эмпирика нынешнего века. Истинные начала национальной политики – ме-тафизичны, онтологичны, националистичны и глубоко духовны. Национальная идея имеет всегда природу веры, религиозную природу. Соответственно специфике религиозного, национальная идея не есть никогда просто констатация факта, а всегда одновременно и утверждение идеала, должного, горячая любовь (позитивная страсть) к этому идеалу, фо-кусирующему в себе все высшие представления нации об истинном, справедливом, свя-том существовании. Позитивная страсть (любовь) к идеалу немыслима без духа нации, который является некой первичной божественной энергией, определяющей способность нации к самобытно-личностному существованию в истории. Дух нации не поддаётся вер-бальному описанию («духа не видел никто никогда»), но именно он входит как безуслов-ное генерирующее начало во всякую национальную идею, национальную идеологию, на-ционально-историческое действие, определяя собой то, что называют национальный ха-рактер (субъективная категория). Дух нации формируется в метафизических глубинах на-ционально-генетического бытия на заре становления нации. Основой и началом его явля-ется комплекс религиозных представлений и верований, который, преломляясь в конкрет-ных исторических условиях, и создаёт облик нации, её специфические черты, масштаб её исторического потенциала (пассионарность). Таким образом, идеологический генезис на-ции можно представить следующей формулой: Бог – дух нации – национальная идея – национальная идеология – национально-государственная идеология, откуда непосред-ственно видна преемственность идеологии от религиозного начала нации. В армянском случае национально-государственная идеология должна была с принятием христианства обновиться. Отсутствие обновления, через критическое мировосприятие и научно-теоретическое (гуманистическое) переосмысление и обоснование национальной идеи с чётким осознанием своего интереса (для определения интереса необходима была ещё и осознанная духовная интуиция), не привело в дальнейшем к формированию сначала на-циональной идеологии, а затем и национально-государственной идеологии. Более того те народы, которые не смогли сохранить и развить свою национальную идею или не нашли для неё адекватные национальной и государственной истории национально-государственные идеологические формы, исчезли с исторического поля зрения или нахо-дятся на грани национального вырождения. Поэтому не удивительно, что армянская нация и армянское государство исчезли с исторического поля зрения и находились на этапе на-циональное вырождения (до начала карабахского движения). Лишь инстинкт самосохранения, историко-генетическая память и сила воли, помно-женные на геополитическую безысходность, привели к сопротивлению и активировали латентные пассионарные характеристики армянской нации. При этом (с учётом землетря-сения и карабахского движения) армянская нация продемонстрировала феноменальную волю к жизни, стойкость духа и оптимизм. Но подобное состояние не может продолжать-ся бесконечно долго, оно нуждается в «идеологической огранке». Но весь вопрос в том какую «огранку» производить националистическую или национал-космополитическую? Выбрать первое – это значит вновь пойти по пути трагических политико-исторических ошибок, по пути отрицания космополитического аспекта развития армянской нации, по пути отрицания глобальной её роли в политической истории Евразии, пойти по пути её дальнейшей маргинализации, по пути окончательного политического вырождения. При этом надо понять, что «идеология национализма» в своём чистом виде, как замкну-тая лишь исключительно сама на себя, оказывается лишённой какой бы то ни было стра-тегической перспективы; это есть идеологический тупик, в котором нация теряет своё он-тологическое ( и историко-политическое) предназначение. Там где национальное само-сознание утрачивает связь с религией, оно теряет и главную мировоззренческую, духовно-нравственную опору, а национальная идея постепенно эволюционирует в националисти-ческую с присущей той абсолютизацией этнической компоненты, культом этноса. Поэто-му для национально-государственной идеологии, претендующей на будущее, в первую очередь необходима привязка к вечным онтологическим смыслам человеческого бытия и готовность к их реализации в актуальной политической истории, в этом секрет пассио-нарности. В конкретно-историческом плане это означает дальнейшее постижение и рас-крытие сущности своего национального идеала. Любое «мумифицирование» националь-ной идеи как исторического прошлого (и поклонение ему) есть выпадение из политиче-ской истории, ибо конец политической идеи – конец политической истории. Только устремлённость в будущее, готовность к новому историческому созиданию во имя национальной идеи есть единственное условие и оправдание национального бытия в реальной политической истории. При этом важно чтобы масштаб национальной идеи со-ответствовал масштабу исторической и политической роли нации. В случае с армянской нацией – это глобальный (максимальный) масштаб, которому соответствует национально-космополитическое мировоззрение, укладывающееся в контекст общепринятой мировой истории. При этом важно указать на то, что именно национальная культура выступает той «смазкой», которая обеспечивает преемственность национальной идеи и национальной идеологии, предоставив последней подлинную национально-историческую легитимность. И наоборот, та идеология, которая формируется вне поля национальной культуры, есть по существу псевдоидеология, разрушительная в меру своей инородной сущности для на-ционального бытия. Таковыми были для армянской нации «европеизм», «марксизм» и «исламизм». В политической истории армянской нации и государства постоянно навязы-вали различными методами вненациональные идеологии, шло идеологическое покорение нации. Ярчайшим примером в политической истории Евразии является борьба «идеологии армянского христианизированного эллинизма» (идеология Малой Европы-Армянской Ви-зантии и Армении) с «идеологией германизма» (идеология нарождавшейся новой Европы) (ранневизантийский период: Архистратег Нерсес – «покоритель готов»). Масштаб государственнического мышления армян политических управленцев в Визан-тии основывался на понимании (в силу более высокого уровня культуры и образования) того факта, что государство есть механизм, обеспечивающий существование нации в её функционально-исторических потребностях, а идеология – это система принципов, орга-низующих действие этого механизма в его предметных проявлениях: в экономике, соци-альной сфере, внутренней и внешней политике, культуре. Иными словами они осознавали, что идеология – это фактически образ государства в его данном духовно-материальном качестве, алгоритм его конкретного существования. Поэтому, кто владеет идеологией, тот владеет и государством! А кто владеет государством, тот владеет нацией! Поэто-му самостоятельное развитие нации возможно только при независимой идеологии (самостоятельно оформленной). Процесс выхода из идеологического кризиса – это выход из мировоззренческого кризиса, связанного с задачей нового духовного само-определения национального самосознания, которое осуществляется через веру и ра-зум, т.е. интеллектуалов-мыслителей осознающих духовные реалии в категориях материализующейся мысли. На пути к формированию национально-государственной идеологии невозможно, вос-станавливая свою национально-историческую и культурную идентичность, выбрасывать из национального самосознания предыдущий этап духовной и национально-государственной истории! Политическая история преемственна и непрерывна, как в ду-ховном, так и в национально-государственном плане. Вырывая из её летописи целые гла-вы, мы не можем понять её смысл, её логику, её цель. Тогда мы как бы зависаем в состоя-нии исторической и политической неопределённости, где распавшаяся цепь времён пред-стаёт в виде никак не стыкующихся друг с другом фрагментов: ареввизм и христианство, христианство и коммунизм, монархия и республика, национализм и космополитизм и т.д. Как осознать всё это в единстве смысла, исторической логики и национальной судьбы, ес-ли не признать единство национальной истории через принцип диалектического единства противоположностей (Давид Анахт) ведущего по пути правопреемства национальной ис-тории?! При подобном подходе армянская нация выходит за рамки своего маргинального имиджа, ибо позитивно учитывается и оценивается политическая деятельность в истории всех частей нации (армяне-халкидониты, армяне-католики, армяне-протестанты, армяне-несториане и даже армян-иудеев, армян-мусульман, армян-зороастрийцев). Их пассио-нарно-миссионерская деятельность выводит армянскую нацию на глобальный националь-но-космополитический уровень и задаёт новые условия функционирования с необходимо-стью адекватного идеологического оформления. В современном мире настоящая власть не у тех, кто на высшем, среднем или низшем уровне отдаёт приказы или руководит, а у тех, кто формирует самосознание масс и госу-дарственное мировоззрение (интеллектуалы-мыслители, просветители), превращая их в идеологию. Поэтому политическая идеология – это главный фронт национально-государственной обороны! Этот фронт не может быть удержан без чёткого осознания того факта, что армянский национализм себя изжил, во всяком случае, в том виде, который нам известен. Как уже выше отмечалось национализм – это инстинктивно-волевая реакция к национальной само-защите на чисто этническом уровне. При подобном подходе можно начисто забыть о бу-дущем Армении, так как оно сведено до самого элементарного уровня достоверности – физического выживания нации. Главное достоинство национализма – это прямая и откры-тая постановка «армянского вопроса» во всей его исторической, политической, культур-ной и демографической остроте нынешнего этапа национальной истории. Очевидно, что без решения этого вопроса, ни о каком будущем Армении речи быть не может. Однако принципиальная идеологическая неопределённость национализма делает его политически беспомощной и исторически слепой патриотической силой, принципиально не способной предложить обществу собственный образ будущего, что ведёт к перманентному полити-ческому дроблению не только армянского национализма, но и армянской нации (государ-ства) по всему идеологическому спектру и нескончаемой лидерской конкуренции. Отсюда и распылённость армянской нации по планете. Более того, национализм, являясь, безус-ловно, важнейшей, духовно-психологической составляющей патриотической идеологии, сам по себе идеологией не является. Так как идеология – это проявление национального самосознания, а национализм – проявление национального инстинкта! Данный тезис ве-рен и в том смысле, что всякий сознательный национализм в конечном итоге приходит к той или иной идеологической форме. Таким образом, в армянском случае национализм – это политическая примитивизация потенциальных государственнических возможностей армянской нации. Эти возможности основаны на исторически сложившемся националь-но-космополитическом мировоззрении армян (напомним, что армяне Армении – это зна-чительное меньшинство армянского мира). Таким образом, данная работа – это попытка инициирования «теоретического пе-рехода» армянского политического мышления с национализма на национал-космополитизм. Автор данных строк чётко осознаёт, что для подобного перехода на практике необходимо формирование новой социально-политической структуры об-щества будущего – универсальном обществе, основанном на принципе - «единство во множестве», когда множественность имеет определенную интегративную направ-ленность. При этом эта направленность должна носить характер творческого соче-тания «христианского императива» с политическим, и выражаться как в удовлетво-рении материальных потребностей человека, так и в формировании соответствую-щей духовной среды. Подобный подход должен будет инициировать формирование новой политической синтетической философии «национал-космополитизма». По-добный подход основан на сочетании национальных и традиционных ценностей с процессом глобализации (формирование «глобально мыслящего человека», ответст-венного за судьбу планеты Земля, армянин как раз обладает подобным мышлением). При этом армянское мировоззрение основано на абсолютном позитивно-поступательном и оптимистичном мышлении, но учитывающее негативные стороны жизни (аревизм-христианство). Таким образом, «абсолютный жизненный позити-визм и оптимизм» направлен на разрешение «осознаваемого негативизма» на «на-ционально-глобальном» уровне. Подобный подход приведёт не к разбазариванию своего генофонда (национализм), а к его собиранию (национал-космополитизм). По-ра «собирать камни»!