Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК 22.08.07 АРМЯНО-ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКИ КАК ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ПОЛИТЭКОНОМИКИ «АРЕВВИЗМА» (к вопросу о синтезе политического консерватизма с либеральной экономикой) Практическое значение «ареввизма» не ограничивается политическими, религиозны-ми, культурными, историческими, военно-стратегическими, геополитическими аспекта-ми. Немаловажное значение имеет и политика экономического развития Армении. Ис-ходный экономический тезис - «ареввизм» это стратегия гибкого регулирования государ-ством рыночной экономики, с частной собственностью, в том числе и на землю, при все-стороннем проникновении морально-нравственных (этических) принципов в рыночную экономику, базовым элементом которой является предприниматель. Попытаемся рас-крыть суть данного положения исходя из современных условий жизнедеятельности. Ещё римское право трактовало понятие «предпринимательство» как занятие, дело, коммерческую деятельность. Термин «предприниматель» относился к арендатору чело-веку, ведущему общественное строительство. В «армяно-византийскую эпоху» границы термина «предприниматель» расширяются: к нему относятся люди, занимающиеся внешней торговлей (например, армянский купец-путешественник, стоявший у истоков развития международной торговли). Отправляясь в путешествие, торговец (предпри-ниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Во время пу-тешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и психологиче-ские испытания. А по окончании путешествия он был вынужден 75% своей прибыли от-давать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных или строительных проектов. Руководя реа-лизацией проекта, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торго-вые ресурсы, он ничем не рисковал. Типичным предпринимателем в «армяно-византийскую эпоху» было духовное лицо, которое осуществляло большой объём архи-тектурных работ: возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов. В современное время функция предпринимательства состоит главным образом в ре-волюционировании и реформировании производства путем использования изобретений, разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) това-ров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. При этом очевидно, что главной движущей силой развития государства с рыночной экономикой является предпринимательство. В Армении эта сила ещё находится на ста-дии оформления (во многом потому, что в её среде еще очень много случайных людей, тех, кого привлекает лишь возможность получения не заработанной прибыли). Однако основная масса предпринимателей, подстегиваемая конкуренцией, активно решая вопросы в свою пользу, в конечном счете, действует в пользу общества, способст-вуя выходу страны из тупика. Государство же в свою очередь применяя определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, осу-ществляет, таким образом, политику государственного регулирования (в результате дол-гой эволюции, выстроенную в строго определенную систему, систему, имеющую свои «армянские» особенности, отражающие как национальное своеобразие и особенности традиционного мировоззрения, так и конкретные задачи данного этапа развития). При этом необходимо помнить, что в условиях ослабления государственности (неспо-собность поддерживать правовую, исполнительскую, финансовую, платежную, налого-вую дисциплину, низкий профессиональный уровень аппарата управления, отсутствие достоверной информации о процессах, происходящих в народном хозяйстве), армянское государство само выступает зачастую инструментом подавления того же предпринима-тельства. С другой стороны, перспективы государственного регулирования предпринима-тельской деятельности должны оцениваться с учетом: 1) незрелости, деформированности рыночных отношений и недостаточной развито-сти рыночной инфраструктуры; 2) слабости законодательной базы; 3) дефицита предпринимательских кадров, подготовленных к работе в условиях ры-ночной экономики; 4) отсутствия стратегии развития как экономической, так и политической; 5) отсутствия результирующей концепции; 6) распространённых заблуждений об «армяно-византийской» эпохе средневековья, в том числе и в экономической политике. Особенно необходимо учитывать национально-исторические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности в Армении: традиции и менталитет народа, широкое распространение идей государственного патернализма, веры в магическое всевластие над социальной реальностью, мифологизация государст-венного хозяйствования. С учетом всех этих условий и указанных выше противоречий возможно создание сис-темы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Немаловажное значение имеет и чёткое понимание сущности и философии предпри-нимательства. В частности то, что предпринимательство – это не профессия, а образ и стиль жизни. Предпринимательство – это особый экономический фактор наравне с общеизвестными – капиталом, трудом и землёй. Предпринимательство выполняет двойственную функцию. Во-первых, это та сила, которая объединяет ресурсы в новые, уникальные, новаторские комбинации. Во-вторых, это движущая сила реорганизаций и социальных перемен, про-изводимых на основе специальных знаний, интуиции, других качеств носителей пред-принимательских свойств. Предпринимательский процесс возрождения и обновления можно назвать «созидаю-щим разрушением», таким разрушением, без которого нельзя создать ничего нового. Поиск нового предпринимателями – это открытие новых возможностей для хозяйст-венной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг, «выход» на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрение организацион-ных новшеств. Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми этими проблемами – они могут быть делегированы другим людям. Главное в том, что истинный предприниматель является источником, движущей силой творче-ской активности и предприимчивости. Рыночная среда, в которой осуществляется предпринимательская активность, ха-рактеризуется неопределенностью и неустойчивостью, что порождает риск. Неопре-деленность возникает по причине того, что постоянно меняются условия предприни-мательской деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию производства и сбыта. Неустойчивость про-исходит из-за того, что ни одна тенденция не является устойчивой. В условиях рынка нет ничего постоянного. Возникающие однажды тенденции видоизменяются либо про-являются в виде циклических колебаний: за взлетом следует замедление или падение де-ловой активности, затем вновь начинается оживление. Неопределенность воспитыва-ет в предпринимателе обостренное чувство интуиции, которое дополняется логи-ческим анализом ситуации. Интуиция позволяет предпринимателю производить упреждающие действия и чувствовать себя уверенно. Неопределенность и неустойчивость порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности. Начинать новое дело, менять привычный по-рядок – это всегда рискованное дело. Но когда вокруг все меняется, оставлять бизнес в прежнем состоянии – значит рисковать еще больше. Осуществление перемен – нормальное состояние бизнеса, устремленного в будущее. Разворачивая свою деятельность в рыночной среде, предприниматель рискует прежде всего ради получения прибыли. Но получать ее он может только тогда, когда стремится к росту своего бизнеса. Экономический рост возможен только в том случае, если пред-приниматель производит товары и услуги, пользующиеся спросом. Таким образом, речь идет о нескольких взаимосвязанных целях: товары и услуги про-изводятся для того, чтобы получить прибыль. В то же время, прибыль может и должна быть получена предпринимателем только в том случае, если он стремится достичь по-лезных социальных целей и обеспечить общество необходимыми товарами и услуга-ми. Бизнес предпринимателя может расти только за счет его прибыли и должен развивать-ся лишь в том случае, если он обеспечивает достижение ценных социальных целей. Зре-лое гражданское общество в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отве-чающий его запросам. Государство, служащее обществу, принимает законы, ставящие заслон на пути антиобщественных проявлений бизнеса (регулирующая роль государства). В граж-данском обществе предприниматель должен чувствовать социальную ответственность за свои действия. К чертам, изначально свойственным предпринимателю – предпри-имчивости, напористости, энергичности должно добавиться чувство высокой соци-альной ответственности. Предприниматель должен помнить, что, в конечном счете, он служит обществу. Мировоззрение предпринимателя, основанное на признании общественной полезности бизнеса, в конечном итоге, должно вести к выполнению важной функции предпринима-тельства: заключение честных и взаимовыгодных сделок. Общество же делающее упор на поддержку, прежде всего, социально ответственного предпринимателя (особенно важно в армянском обществе), способствует чёткому разли-чению социально ответственного предпринимателя от предпринимателя-индивидуалиста классического капиталистического типа. Различия между предпринимателем-индивидуалистом классического капиталистиче-ского типа и социально ответственным предпринимателем могут быть представлены сле-дующим образом (см. таблицу). Таблица Предприниматель-индивидуалист Социально-ответственный предпри-ниматель (христианская модель) Рассматривает общество как средство дос-тижения цели; Рассматривает развитие общества как свою персональную цель; все силы направляет на укрепление своих позиций в обществе; стремится к укреплению позиций в обще-стве других членов общества; борется за самоутверждение в роли лиде-ра; стремится к выявлению и подготовке сво-его преемника на посту лидера; старается быть на вершине созданной им автократической организации; чувствует себя ответственным членом социальной структуры; мобилизует материальные, финансовые и человеческие ресурсы на развитие собст-венного предприятия; поощряет других к открытию собствен-ного бизнеса; относится к общественным интересам как к помехе для своей деятельности. относится к другим членам общества как к возможным партнёрам. Формирование (через создание необходимого морально-этического климата и системы ценностей, особенно это важно в таком традиционном обществе как армянское) социаль-но ответственного предпринимателя задача во многом и государства, ибо очевидно, что предприниматель действует в государстве и обществе, членом которого он является, и его деятельность во многом зависит от состояния дел в государстве и обществе. Пред-приниматели – интегральная часть общества, и поэтому состояния государства, об-щества и предпринимательства взаимозависимы. При этом повышение социальной роли предпринимателей в обществе и государстве, должно сопровождаться с возрастанием предпринимательской культуры и этики. Предпринимательская культура – это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, но и инновационная культура. Она не замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса. Носителем инновационной культуры является так называемый «средний класс», занятый в непроизводственной сфере, ядро которого традиционно составляют те, кто является опорой гражданского общества – владельцы своего дела, собственники. Инновационный тип роста способствует тому что «средний класс», в недрах которо-го зародилась и развивается предпринимательская культура, становится не только «классом», служащим опорой и определенным «стабилизатором» общества, но и наиболее творческой, мобильной и динамичной его частью. При этом необходимо учитывать и мотивы предпринимательской деятельности. И это не только прибыль, доходы. Не меньшее значение имеют самореализация, самостоятель-ность и независимость. Немалое значение имеет и рост благосостояния. Но для серьезно-го предпринимателя сделать карьеру – это значит самореализоваться в бизнесе, добиться высоких оборотов своей фирмы, сочетать высокие доходы предприятия с высоким лич-ным доходом, основанным в конечном итоге на философии высокой социальной ответст-венности перед обществом и государством•. При этом роль государства заинтересованного в развитии предпринимательского про-цесса, а значит и в повышении благосостояния собственных граждан может быть сле-дующей: Bo-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию профессиональных предпринима-тельских кадров. Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что всту-пивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. В-третьих, государство берет на себя функции создания для предпринимателей тре-буемой инфраструктуры, т.е. тех вспомогательных структур, которые должны оказывать предпринимателю услуги, необходимые для успешной реализации проектов. В-четвёртых, государство берет на себя функции снабжения предпринимателей раз-личного рода информацией (чаще всего маркетинговой), расходы, или их часть, на про-ведение научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением предпринимателям их результатов на безвозмездной или льготной основе. Оно обеспе-чивает условия для создания консультационных, юридических и иных фирм, облегчаю-щих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кад-ров нужной квалификации для предпринимательских структур. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать экономические и социальные процессы в интересах каждого гражданина и всего общества в целом. Рынок не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддержива-ет незащищенные слои населения, не обеспечивает охрану окружающей среды. Предприниматели не склонны вкладывать капитал в такие отрасли и проекты, в которых заинтересовано общество и государство, но которые не приносят ему дос-таточно высокой прибыли. Рыночная экономика не в состоянии решить и многие другие актуальные проблемы. Это должно стать заботой государства. Первоочередной задачей государства является обеспечение надежного правопорядка в стране и национальной безопасности. Если государство в должной мере не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминогенной обстановки и других негативных явлений, что в первую очередь пагубно влияет на развитие предпри-нимательской деятельности. Кроме того, на государство возлагаются следующие основные функции: 1. Создание правовой базы. С помощью правовой базы государство обеспечивает за-конные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринима-тельской деятельности. 2. Обеспечение стабильности в экономике. Для этого государство обязано использо-вать все имеющиеся в его распоряжении методы и рычаги. Это соответствующая фис-кальная, финансово-кредитная, научно-техническая, инвестиционная политика и т.п. Не решение этих важнейших задач повлечет за собой негативные последствия на предпри-нимательскую деятельность, на экономику в целом, социальную обстановку и другие процессы. 3. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Проводя активную социальную политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный минимум для всех граждан и не допускает социальной напряженности в обществе. 4. Защита конкуренции. Для Армении проблема создания конкурентной среды и ее защиты особенно важны на современном этапе, поскольку настоящей конкурен-ции еще не существует и экономика в значительной степени монополизирована. Однако для государственного вмешательства необходимо знать не только условия, но и критерии (признаки), на основании которых можно выбрать адекватные меры для их устранения. В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности госу-дарство должно проводить соответствующую политику, опирающуюся главным образом на экономические косвенные методы, и только в отдельных случаях применять прямые (административные) рычаги. Таким образом, вышеизложенные положения позволяют говорить об «ареввиз-ме» как экономической стратегии государства направленной на создание необходи-мых условий для развития морально-ответственной социальной рыночной эконо-мики, социально-ответственного предпринимательства,•• в условиях их становле-ния и обеспечения необходимых условий для стабильного развития. Но при этом необходимо понять, что индивидуальная и общественная (всеобщая) во-ля, мораль и выгода не тождественные понятия. Экономические устремления homo economicus не только не способствуют, но угрожают становлению социального равнове-сия. В сущности, совершенно деполитизированное (экономическое, рыночное) общество – это фикция. Поскольку собственность является вечной предпосылкой рынка, а тем самым причиной и следствием разделения общества, постольку утверждение и осуществ-ление прав частной собственности, ее распределение и перераспределение продолжают существовать как политические проблемы. Эти проблемы невозможно решить и по-средством морали, добровольного, свободного от всякого давления и принуждения кон-сенсуса всех. Справедливое распределение – это компромисс интересов; последний может быть достигнут только политическими средствами. Отсюда и вытекает необходимость и неизбежность дуализма государства и общества. Государственная организация является фактором дифференциации индивида и общества. Если индивидуальная и всеобщая воля не соответствуют одна другой «по природе», то всеобщность по отношению к индивидуальности должна полагаться внешне в форме государства и внутренне – как моральная воля в нравственности индивида. При этом армянское государство, проводя политику внедрения морально-этических норм, через их институциализацию будет способствовать созданию приемлемых (не только с точки зрения экономической, но и морально-этической целесообразности) «правил игры». Всякое одностороннее принуждение со стороны государства неприемлемо, ибо принуждение оборачивается деспотизмом. Необходимы координация и взаимоогра-ничение управленческих принципов «маркетинга» и «участия». Ни один из этих принципов нельзя абсолютизировать; в противном случае возникает дефицит сво-боды. Необходимо помнить, что, добиваясь блага для каждого в отдельности, необходи-мо не допустить ситуации, при которой каждый стремится действовать только в соответствии с собственной выгодой, ибо конечный результат может оказаться весьма неблагоприятным для общества. Поэтому необходимо корректировать «пра-вила игры» на рынке, дабы результаты рыночной экономики, основывающейся на индивидуальном решении потребителя, не оказались бы неразумными и нежела-тельными с точки зрения общества в целом. Но и политическое решение, достигнутое в результате согласования мнения различ-ных социальных групп и индивидов, не исчерпывается совокупностью индивидуальных пристрастий, не может рассматриваться как тождественное некоему знаменателю инди-видуальных волеизъявлений. Поэтому политика – это не только идеал целостности всеобщих интересов, но и система, регулирующая и управляющая, через создание приемлемых «правил игры» для эффективного функционирования духовно-материальной действительности индивида. Ибо именно эта действительность ин-дивида формирует соответствующую морально-этическую «атмосферу» в обществе. При этом оценка потребностей и формирование приоритетов, связанных, прежде все-го с этикой и моралью, отнюдь не прерогатива исключительно государства. Но это – и не исключительное право политических партий, объединений, профсоюзов, крупных пред-приятий и т. п. Оптимизация же действия рыночных механизмов и деятельности политических ин-ститутов не может осуществляться корпоративными организациями. Корпоративизм подменяет универсальность рынка и демократии (т. е. возможность развития свободной конкуренции, выработку новых принципов политического консенсуса в соответствии с волей большинства) олигархическим политическим рынком интересов и урезанным, ути-литарно-функциональным представительством и участием. Гигантомания коллективного обеспечения жизни и корпоративистского «преодоле-ния» дуализма общества и государства (например, милитаризация страны и общества) ведет к разрушению индивидуальной свободы, к практически невосполнимым социаль-ным потерям – общественной стагнации, взрыву необоснованных притязаний. Отказ от абсолютизации экономических целей в обществе и государстве, форми-рование социально приобретенных потребностей и интересов возможны во многом только при условии, если наряду с государством в этом процессе будут участвовать семья и школа и особенно церковь. Вне религии практически нет гарантий поддержания и сохранения социального этноса. Сущностный характер этноса, может быть, развернут во многом только в сфере церкви. Вместе с тем церковь, признавая формулы рынка как конститутивные принципы государства и общества, может найти общие точки сопри-косновения с государством и обществом в области материального, ведущие в ко-нечном итоге к более эффективному проведению в жизнь защищаемые и отстаи-ваемые церковью духовно-нравственные ценности. Тем более что религиозные категории, как категории смысла необходимы; они могут гарантировать личную свободу в условиях прессинга коллективных форм социального бытия. Поэтому идея разделения общества и государства, выделения индивида из общества, дарующего ему свободу, должна быть органически соедине-на с «армянским христианским естественным правом»•••.  Попытки же простого наращивания объемов государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность не смогут привести к положительным результатам.  Рыночные реформы в Армении создают условия для появления и развития предпринимательства, без которого не может сложиться столь необходимая рынку конкурентная среда.  Хотя в обыденной жизни предпринимателями принято называть всех тех, кто занят бизнесом, не каж-дый, занимающийся им, может быть предпринимателем. Ими являются лишь те деловые люди, чье пове-дение на рынке отличается поисковым, творческим характером.  Предпринимательство выросло из малого бизнеса. Он и сегодня служит питательной средой, способст-вующей культивированию и распространению предприимчивости, без которой не может быть полноцен-ной рыночной экономики. Поэтому необходимо все больше внимания уделять этой сфере деловой актив-ности и преимуществам малого бизнеса, которыми он обладает благодаря высокой степени свободы и са-мостоятельности мелких предпринимателей. Очевидно, при этом, что без предпринимательской этики как важного элемента регулирующего отношения субъектов рыночной экономики не обойтись. При этом предпринимательскую этику сле-дует рассматривать не только на личностном уровне, но и на институциональном, а именно как этику принимаемых решений и правил «игры», как экономических и финансовых, так и политиче-ских, задаваемые опять же государством. Т.е. если установленные государством «правила игры» в рыночной экономике аморальны, неэтичны и носят характер ущербности, то соответственно предприниматель, принимающий эти правила, действует по ним. В этом важном моменте проявля-ется тесная взаимосвязь политики и экономики, государства и предпринимателя. Поэтому, какова политико-этическая стратегия государства, такова и морально-этическая сторона, как экономики, так и предпринимательства (предпринимателя). Необходимо помнить, что моральный конфликт возникает тогда когда ориентированная на при-быль предпринимательская деятельность сталкивается с ущербными рамочными условиями. • Государство в свою очередь должно сбивать волну коррупции, через: 1) минимизацию прямого государ-ственного вмешательства в экономику как главного источника злоупотреблений и коррупции; 2) распреде-ление всех квот и лицензий только на аукционах с немедленным увольнением чиновников любого ранга, нарушивших это правило; 3) отмену всех льгот, предоставленных в индивидуальном порядке, при введе-нии формальных категорий их предоставления, исключающее чиновничий произвол, и автоматическое предоставление их всем субъектам рынка, соответствующим этим категориям. •• Даже теоретик рыночной экономики, лауреат Нобелевской премии М. Фридман выступал за государст-венную, даже совпадающую с рынком, образовательную политику, а Ф.А. фон Хайек выступал за гаранти-рованный государством минимальный доход. Ф. А. фон Хайек, к сожалению, до сих пор не понятый неко-торыми своими последователями, еще в 1960 году раскрыл концептуальные слабости традиционной либе-ральной политической философии и начал новое переосмысление ее основных понятий, прокладывая верный путь. Но уже год спустя он признается, что вынужден снова «догматически» и «доктринерски» защи-щать либеральную свободу, чтобы избежать любой видимости уступок по отношению к социализму: хо-лодная война вновь перекрыла путь теоретически новому начинанию. По единодушному мнению многих известных ученых, рыночные экономики Запада в их современном виде, не смогут справится с будущими проблемами человечества, такими как голод и нищета в большой части мира, угрожающий рост населения, грозящая миграция бедности, разрушение окружающей среды, войны и вооружение, а также безработица. Предпосылкой для успешной стратегии преодоления этих проблем является их основательный анализ (См.: PIES, INGO (1991): Normative Institutionenokonomik. Zur Rationalisierung des politischen Liberalismus, Diss. Ingolstadt (Veroffentlichung in Vorbereitung). Известно, что экономика как наука «выделилась» из этики и до сих пор не утратила связи с ней. В эти-ческих работах А. Смита экономика была отождествлена с индивидуальными и коллективными поведенче-скими стратегиями, ориентированными на ценности благосостояния и процветания наций. Новая «научная парадигма» (Т. Кун) оказалась столь удачной, что привела к возникновению дисциплины, не без иронии называемой сегодня иногда «царицей наук». Связь этики и экономики сегодня неочевидна даже для спе-циалистов (Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – С. 251-252). Расстояние между моральной и экономической теориями должно считаться искусственным, если вспомнить, что даже Адам Смит был философом-моралистом, а никак не экономистом в строгом смысле слова. Вспоминая простое, но все же верное определение экономической науки как изучения действий лю-дей, направленных к процветанию, в свете недостатка ресурсов, моральная теория легко находит с ней точ-ки соприкосновения (Сирико Р. Моральные основы рыночной деятельности. // Христианские основы экономической деятельности. М., 2001. – С. 44). С процессом же глобализации лишь на первый взгляд кажется, что экономика sui generis извлекает из глобализации выгоду. Процессы переструктурирования экономики, вызванные глобализацией, носят чрез-вычайно болезненный характер. Вместе с глобализацией кардинально меняется ландшафт финансовых и международных рынков, рынков труда и капитала. Все это существенным образом меняет сложившийся характер взаимодействия институтов и структуру коммуникационных потоков, порождая множество про-блем, воспринимаемых как социально-этические проблемы. Одним из знаменательных следствий глобали-зации и стремительного роста финансовых рынков стало противопоставление «реального» и финансового секторов экономики. Изменения в реальном секторе экономики, вызванные глобализацией, не столь впе-чатляющи, как на финансовых рынках, но именно они создают фундамент экономических процессов. Та-ким образом, актуальными становятся этические механизмы регулирования финансовых рынков. (Этика служит механизмом контроля для систем, развитие которых не может быть измерено исходя из од-ной только стратегической целесообразности. Этика направлена на то, чтобы соразмерять реаль-ные социальные процессы с идеальными ценностями человеческого бытия) (Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – С. 244, 263). ••• По данному вопросу см. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: НОРМА, 2002.