Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ АРМЯНО-РОМЕЙСКОЙ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМШЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ИЛИ АМШЕН КАК ПРАВОПРЕЕМНИК ВИЗАНТИИ В МАЛОЙ АЗИИ (амшенская армяно-византийская фема армениакон как геополитический фактор восстановления новоар-мянской государственности в Малой Азии) Автор данной работы ранее отмечал, что крайне важно для возрождения регионально-глобального армянского геополитического мышления обращение к своему византийскому наследию и к факту непосредственного армянского участия в строительстве великой средневековой империи. Подобный подход должен развиваться на начальных этапах на научно-теоретическом уровне со стратегическим переводом Армении с предлагаемой американцами роли «кавказского Израиля» на роль «азиатской Византии»1. Актуальность данного подхода во многом обусловлена не только тем, что XXI век ознаменован сменой цивилизационной системы координат и перманентным смещением центра притяжения, но и поиском нового вектора геополитического роста армянского фактора: от маргинального к регионально-глобальному. Актуальность определяется закономерным процессом гео-стратегического роста и развития Армении и армянской нации, а также поиском наиболее оптимальных условий обеспечения безопасности, как Армении, так и глобальной армян-ской нации (иными словами глобальной нации с великолепными государственническими традициями необходима адекватная государственность, только и способная стимулиро-вать массовое переселение армян). Амшенцы (или византийские халды) исторически связанные с Понтом сформировали в рамках Византии свою автономную государственность в виде фемы Армениакон-Великий Амшен в основном совпадающая с границами колыбели армянской нации – Ма-лой Арменией, традиционно входившей в состав многих западных империй). В эпоху Македонской (Армянской) династии халды (амшенцы) были влиятельны на Понте. Дукой Халдии и Трапезунда был Иоанн Халд, сын основателя монастыря Христа Спасителя в Сирмене. Халды (амшенцы) – древнейший этникон Малой Азии. Он извес-тен по урартским (как халиту), ассирийским и персидским источникам VIII-VI вв. до н. э. Халды (амшенцы) в Византии воспринимались как отдельная от греков этническая груп-па. Халды-воины защищали Трапезунд с юга и нападали на сельджукские войска в начале XIII в. Халды в большинстве своём были православными армянами-халкидонитами (дан-ный факт сыграет свою роковую роль, когда большая их часть примет ислам и станет ам-шенцами или хемшилами, а в годы геноцида 1894 – 1915 оставшаяся часть амшенцев-христиан будет вынуждена перебраться на территорию России – Краснодарский край, Аб-хазии и Армении – Спитакский район). При византийском императоре-армянине Романе I Лакапине (920-944), около 922 г., фема Халдия оказалась затронутой сепаратистскими (или узурпаторскими?) поползнове-ниями местных стратигов, имевших поддержку среди недовольного (усилением налогово-го бремени или притеснениями динатов?) местного населения. По наущению стратига ар-мянина-халкидонита Варды Воилы халд (амшенец-халкидонит) Адриан и богатый армя-нин-антихалкидонит Тацак подняли восстание и даже захватили крепость Пайперта (Бай-бурта) на юге фемы. Мятеж был решительно подавлен доместиком схол армянином-халкидонитом Иоанном Куркуасом. Сам магистр и доместик схол Куркуас, армянин по происхождению, был виднейшим полководцем Византии, он одержал немало побед в войне с арабами, восстановил границу Византии на Востоке по Евфрату и Тигру, а на Кавказе – по реке Фасис (Араке) и даже породнился с императором Романом. Его сын, патрикий Роман, был стратигом многих фем, а род Куркуасов сумел укорениться в феме Халдия, где двоюродный брат Иоанна, патрикий Феофил (дед императора Иоанна Цимисхия) стал стратегом и, как и Иоанн Куркуас, одержал много славных побед, в частности, отвоевал у арабов Феодосиуполь (Карин). Быть может, именно при императорах Македонской (Армянской) династии, или даже раньше, и началась традиция правления наследственных полководцев – стратигов и дук Халдии, связанных с Понтом, владевших там землей или происходивших из тех мест. Халды (амшенцы-халкидониты) всегда оставались реальной этнической группой понтий-ского населения и более того Северо-Востока Анатолии (Малой Азии). Итак, амшенские армяне потомки халдейцев (халибов) из племени Бала (Балу или Па-ла). С VIII по V вв. до н.э. под натиском киммерийцев снялись с насиженных мест и расселились в районах нынешних городов Орду, Герасун и в восточной части бассейна Чоро-ха. Другая часть расселилась южнее Сюника. Традиционный район проживания пролегал от Трапезунта до Аджарии и Джавахетии включительно. Традиционно проживая вне гра-ниц армянского государства, амшенские армяне испытали наибольшее влияние элли-низма и западной культуры. Поэтому большая их часть была «халкидонитской». В Византии была основана амшенская фема Армениакон, которой руководили в разное время амшенские армяне-халкидониты Иоанн (Ованес) Халд (его отец Фома при Юсти-ниане строил крепости по его поручению), Варда Байлас. Последний вместе с другими амшенцами Андриасом Халдом и Таджатом организовали покушение на василевса ромеев Романа в 923 году. Известны также следующие амшенцы командующие крупными под-разделениями византийской армии: Нейман и Таксиль. Амшенские армяне в отличие от армян Муша, Вана и вообще долин Армении быстры, двигаются с огоньком, они более жизнедеятельны, подвижны, расторопны. Симпатичная черта амшенцев – честность. Торговля не была широко распространена среди амшенцев, и «меркантильный дух и наклонность к ростовщичеству… вовсе неизвестны амшенцам». Амшенцы известны как учёные, педагоги, священнослужители, полководцы и… пчелово-ды. То есть амшенцы носители именно государственнических качеств. Диалект амшен-цев называют древнеармянским языком. (См.: Минасян М.Г. Армяне Причерноморья. Ереван: Айастан, 1990. С. 7-25). В современной Турции амшенских армян от 1 млн. до 5 млн. чел. Большая их часть отуречены и тюркоязычные. В современной Германии (по не-мецким и армянским данным) из 3 млн. турок 300 тыс. амшенцы. В Османской империи и современной Турции достигали высоких государственных постов (например, экс-премьер-министр Турции Месут Йылмаз). Исходя из вышеизложенного, можем отметить, что амшенцы (будучи пассионар-ным элементом Малой Азии) являются мощным идеологическим и геополитическим ресурсом по восстановлению амшенской государственности на исконных землях Малой Армении в Северо-Восточной Анатолии на основе пролиферационной (разви-тие через новообразование) стратегии развития Армении в XXI веке. При этом, так как амшенские армяне, испытав наибольшее влияние эллинизма и западной культуры, придерживаясь «халкидонитства» и входя со своим государст-венным образованием Армениакон (на правах автономии) в состав Византии, явля-ются проводниками новоармянской ромейской теории и правопреемниками Визан-тии в Малой Азии. Амшен имеет все исторические, идеологические и политические основания для создания собственного в своём роде уникального и самобытного госу-дарства – РЕСПУБЛИКА АМШЕН СО СВОЕЙ ЗОНОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ВПЛОТЬ ДО БЮЗАНДАКАНА, «АРМЯНСКОГО ИЕРУСАЛИМА» – КЕСАРИИ-КАППАДОКИИ (ХАЙСАР-КАРПАТ) И ЛАЗИСТАНА (см. карту). Таким образом, АМШЕН ЧЕРЕЗ ВИЗАНТИЙСКИЙ ФАКТОР ПОТЕНЦИАЛЬ-НО ЯВЛЯЕТСЯ ОЧАГОМ НОВОЙ АРМЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СЕ-ВЕРО-ЦЕНТРАЛЬНОЙ АНАТОЛИИ (МАЛОЙ АЗИИ). ВАЖНО ПРИ ЭТОМ ЧТО-БЫ САМИ АМШЕНЦЫ ОСОЗНАВАЛИ СВОЮ ВЕЛИКУЮ РОЛЬ В ВОПРОСЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАК СОБСТВЕННОЙ, ТАК И ОБЩЕАРМЯНСКОЙ ГОСУДАР-СТВЕННОСТИ И АКТИВИРОВАЛИСЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ ИСТО-РИЧЕСКУЮ САМОИНДЕНТИФИКАЦИЮ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.