Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО ВИЗАНТИЗМА Для определения «русского византизма» необходимо обозначить фундаментальные политико-философские критерии, по которым можно отнести того или иного мыслителя к вышеозначенному направлению. За основу следует взять проведённый обобщающий сравнительно-сопоставительный анализ умозаключений, взглядов и идей византийских и российских политических мыслителей,1 позволивший причислить их к «русскому византизму», идейно-ценностным фундаментом которого, являются следующие характерные принципы и подходы: сократо-аристотелевская идейно-концептуальная линия, естественное право, логика и логическое мышление, идея Бога-Абсолюта, онтологическая связь религии (христианства) и науки, сочетающе-ответственное и взаимодополняющее единство индивида и коллектива, регулируемая государством рыночная экономика, диархия, свобода и право, сакрализация власти при обоюдной ответственности перед Богом власти и народа, не абсолютная (ответственная) частная собственность, конституционная и президентская монархия, объективный идеализм, семья и семейственность, связь античности и христианства, союз религии и науки, синтезирующая мысль, Богочеловечность как взаимодополняющее и сочетающее единство противоположностей – духовного и материального и т.д. Подобный всесторонний обобщающий подход позволил византийскую политическую мысль увязать воедино с русским религиозно-философским течением2. Таким образом, объективный идеализм русской религиозной философии имеет онтологическую связь с византийской интеллектуальной мыслью, господствовавшей в Византии вплоть до X века, а следовательно и с античностью (Сократ и Аристотель). В свою очередь византийский интеллектуализм основан на «универсально-синтезном мышлении», сочетающим, с одной стороны преимущественно, аристотелевскую логику («согласуй свои утверждения одно с другим»), а с другой стороны, анахтовскую логику («противоположные категории определяются одна через другую» (армянский философ Давид Анахт (Непобедимый) (VI в.)). Анахтовская логика характеризуется мыслительной виртуозностью – дистинктивно-дескриптивной универсальностью являющейся целью и назначением для постепенного, последовательного и систематического дистинктивно-дескриптивного взаимного перехода. В ином случае универсальность рассыпается на дискретное множество противопоставленных и разделённых элементов. Таким образом, византийский интеллектуализм основан не только на синтезирующем, но и на универсальном мышлении, которое нам и демонстрирует анахтовская логика, основанная на инвентаризации, реинтерпретации и критическом переосмыслении античных идей, по-своему интерпретирующая, акцентирующая, систематизирующая и переосмысливающая сократо-аристотелевский круг философских идей3. Анахтовская логика, подвергая тщательному анализу выработанные древнегреческой мыслью определения, доказала, что ни одно из них не может претендовать на абсолютную истину, и только в совокупности они отражают сущность и приближают нас к истине. Анахтовская логика создав собственную систему определений, дошла до идеи определения через противоположности: «противоположные категории определяются одна через другую»4. Этот подход демонстрирует комплексное синтезно-универсальное мышле-ние, сочетающее неравноценные и зачастую противоположные понятия и взгляды, взятые из разных источников и от различных философских направлений, творчески преломляю-щее их, выдвигающее при этом не только свои положения и суждения, но и целостную мировоззренческую систему. В этом проявляется специфичность византийской науч-ной логики мышления – её синтезность и универсальность, т.е. анахтовская логика «сочетающегося единства противоположностей», что собственно и зафиксировано в христологическом догмате о «единстве природ». Богочеловечность понимается как сочетающееся и взаимодополняющееся единство двух противоположных и само-стоятельных природ – божественной и человеческой, непосредственно между собой творчески взаимодействующих и находящихся при этом в тесной взаимозависимо-сти5. При этом анахтовская логика осуществляя подобный подход к философии, определяет её как «науку о божественных и человеческих вещах», таким образом, высказывая мысль о единстве изучения философией божественных и человеческих вещей, т.е. о единстве самих последних6. Универсальность (гибкость) и синтезность византийской мысли были бы невозможны без «греческого дробления» или «греческого структурного мышления», так как по анахтовской логике разделительный метод идёт раньше определительного7, но важно при этом то, что затем, по анахтовской логике, идёт объединение определённого, но не путём «механического нагромождения»: беря ту или иную мысль у того или иного философско-го источника, не компонуя механически, а с высоким профессионализмом (компетентно-стью), с глубоким пониманием сути (сущности) вопроса сочетая и слагая непротиворечивую систему идей, умозаключений, воззрений, что отображает и в дальнейшем сформирует византийско-христианское научно-философское универсальное мышление, определившее «средневековое научное мышление»8. Анахтовское синтезно-синтетическое и универсально-комплексное мышление – это мышление, отрицающее с одной стороны – «трафаретность и клешированность», а с другой – «экстремизм мысли», порождающий экстремистские формы воплощения и противоречия, которые возникают тогда, когда осуществляется подход познания, основанный на «противопоставлении про-тивоположностей», а не на «сочетающемся единстве противоположностей». Самостоятельность же анахтовского мышления проявляется даже тогда, когда многие рас-суждения имеют задачей всего лишь разъяснить чужой текст9. Поэтому, руководствуясь аристотелевской и анахтовской логикой, можем представить «линию русского византизма», основанную на ряде положений и суждений вышеозначенных русских мыслителей и подпадающие под характерные для «византизма» идейные ценности и критерии оценки, они были выше указаны. При этом обобщённый анализ и синтез, основанный на «анахтовской логике мышления», позволяет по крупицам систематизировать идейно-концептуальные умозаключения как выдающихся византийских мыслителей (выявляя в них «византизм»), так и в целостной форме представить идейно-концептуальные умозаключения и положения русских религиозных философов, что и позволило их отнести к так называемой «русской школе византизма». Религиозная же философия византизма в качестве ценностного ориентира предлагает следующие положения. 1. Борьба с суеверием и фатализмом: действия человека не предопределены, так как есть свобода выбора. Предопределённым может считаться только смерть человека, но его деятельность, зависит от самого человека, его целеустремлённости и пассионарности (жизненной энергетики), в стремлении, не уподобляясь Богу (ибо противоположный подход взращивает в человеке высокомерие и чванство, он мнит себя Богом, что приводит в итоге, как минимум, к подмене понятий, а как максимум к разложению человеческой сущности), приблизиться к нему с помощью богоугодного устроения своей жизни. Путь же приближения человека к Богу выявляет его богочеловеческую сущность, а логика византийского научно-христианского мышления существенно облегчает этот путь. Поэтому человек, лишённый веры в светлый образ (Бога), лишённый высоких идей и ценностей, находится в плену интеллектуального и духовного цинизма и нигилизма. В рамках же логики византийского научно-христианского мышления, указывается на непротивопоставляемое различие между Богом и человеком (духовным и материальным): человек должен понять и принять то, что он лишь смертный человек, но не Бог. Этот ограничитель в соз-нании крайне необходим, ибо он позволяет избежать расщеплённости и фрагментарности культуры и мировоззрения, психологической раздвоенности и неуровновешенности. Именно он воодушевляет и бодрит человека, придаёт ему внутренние силы и способность к позитивно-поступательному развитию. Поэтому в византийском научно-христианском сознании не только всё преходяще, но и само время также преходяще. Это сознание воспринимает историю как ограниченную каким-то сроком. Время истории ограничено для конкретного человека, а, следовательно, он должен посвятить свою жизнь, в силу своих возможностей, альтруистическому и гуманистическому служению людям, обществу и государству10. Иной подход, как показывает опыт, в конечном итоге приводит к деградации, как человека, так и общества/государства. 2. Творческое обобщение различных вопросов, основанное на принципе «взаимообусловленности противоположностей» и фильтрационном мышлении. 3. Бог – Абсолют: союз эллинской науки и христианской веры в Бога Небесного. Говоря «бог» и «вера», имеется в виду христианство, возникновению которого предшествовало много других учений – иудаизм, халдейство (парапсихология, астрология и медицина) и т.д., затем философские системы Пифагора, Платона, Аристотеля и других. Всё рациональное в этих учениях перешло в христианство и потому христианство, это учение, обогащённое философией. Посредством христианства человек достиг более высокой ступени познания. Поэтому вера в Бога есть форма познания. Наука же только подтверждает, что древние концепции религии не являлись бессмысленными упражнениями мысли, а были попыткой понять окружающее. Понимание как процесс начинается с восприятия материальных явлений и переходит к нематериальным. Философы «хотели от материального взойти к нематериальному, то есть от естествознания подняться к богословию». На практике для этого необходимо «насыщать детей знанием посредством упражнений и образования», а, следовательно, сперва образование, а затем богословие. 1 См.: Устян А.Р. Византизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI веке. М.: ИСН, 2002; Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003; Устян А.Р. Политическая философия неовизантизма. М., 2005. 2 Представленные такими именами как Анненков П.В., Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н., Стру-ве П.Б., Столыпин П.А., Ильин И.А., Франк С.Л., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., поздний Новгородцев П.И. и т.д. 3 Философия Давида Непобедимого. М.: Наука, 1984. 4 Там же, с. 171. 5 Подобный подход демонстрирует и Григор Нарекаци (951-1003 гг.) утверждая, что материальное не исчезает в божественном, как и божественное не отождествляется с материей: «существенные свойства обоих сохраняются неслиянно, невыразимо соединяясь вместо всякого смешения и единства» (Габриэльян Г.Г. История армянской философии. Ереван: Айастан, 1972. С. 133-134). То есть Нарекаци говорит о «единстве природ» и их сочетающемся, взаимодополняюшемся единстве – «единстве автономных противоположностей». Для него – Бог-Абсолют и величественный образ (Габриэльян Г.Г. История армянской философии. Ереван: Айастан, 1972. С. 137). 6 Там же, с. 160. 7 Там же, с. 147. 8 Влияние воззрений Давида Непобедимого испытали такие крупные византийские философы, как Иоанн Дамаскин (ок. 675-750 гг.) и Никифор Влеммид (1197-1272 гг.), а из восточных, мусульманских мыслителей – аль-Кинди (ок. 800-870 гг.), Фараби (870-950 гг.) и Ибн Сина (980-1037 гг.). Давид своими лучшими идея-ми способствовал укреплению позиций аристотелизма, а через него формированию этого жизнерадостного свободомыслия на Ближнем и Среднем Востоке на почве арабоязычной культуры (См.: Философия Давида Непобедимого. М.: Наука, 1984. С. 102, 124, 127, 130; Аревшатян С.С. Давид Непобедимый – выдающийся философ древней Армении. М.: Наука, 1980. С. 60-62). При этом значительно влияние Давида на развитие доисламской персидской философии (Маковельский А.О. История логики. М., 1967. С. 236; Аревшатян С.С. Давид Непобедимый – выдающийся философ древней Армении. М.: Наука, 1980. С. 60-62). Многое у Дави-да перенял и Фома Аквинский, например, «формулу» троякого существования универсалий (См.: Филосо-фия Давида Непобедимого. М.: Наука, 1984. С. 149, 158). 9 Этот подход, основанный на анахтовской логике, означает, что высшая истина заключается в признании Бога творцом всего сущего и абсолютом для всего сущего, а опытный путь постижения человеком истины есть путь движения к этому Богу-Творцу и Абсолюту. Вот почему он берёт всё самое ценное (на его взгляд) из учения христианской церкви и античной мысли, и в пределах своих научных интересов не догматически, а критически переосмысливает познаваемую им действительность, демонстрируя при этом «фильтрационный метод мышления». 10 По принципу «человек человеку не волк, а брат». Опорой ему в этом служит семья с её альтруистическими ценностями. Истина в нравственном смысле (истинность) понимается христианским сознанием как соответствие сказанного внутреннему убеждению в отличие от лжи, как соответствие внешнего действия внутреннему убеждению в отличие от притворства или лицемерия, как честная оценка самого себя, своих собственных побудительных причин в том смысле, что человек не притворяется и имеет искреннее желание прийти к познанию истины. Такая внутренняя истинность достигается путем регулярного испытания совести и является предпосылкой гармоничного развития добродетелей человека с целью достижения гармонично-позитивного образа жизни.