Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК 13.12.06 ВИЗАНТИЗМ И ТЕОРИЯ ВЛАСТИ Политическая философия византизма основана на двух господствовавших в равной степени в Византии властных теориях – божественной и договорной, смысл которой заключается в следующем. С одной стороны верховная власть происходит от Бо-га, но не в том смысле, что временный ее носитель определяется Божеством (это была бы теократия), а в том, что существо этой власти происходит от Бога, ибо оно заключает в себе абсолютное начало (таково было учение первых учителей христианской церкви), но с другой стороны важное значение имеет договорная теория, которая дает государству светское, а не религиозное происхождение. Поэтому с точки зрения политической философии византизма государство имеет божественно-договорное происхождение. Учение же производящее государство только из человеческого соглашения, есть учение уничтожающее высшее, абсолютное его значение и низводящее его на степень простого средства для удовлетворения человеческих потребностей. Объективно-идеалистическая философия византизма (сократо-аристотелизм) исправляет этот недостаток: она признает государство не религиозным установлением, а светским, но она видит в нем высшее осуществление абсолютной идеи, развивающейся в человеческих союзах. Это абсолютное значение государства не ведет, однако, к поглощению человеческой личности. Византизм как идея «высшего единства автономных противоположностей» оставляет относительную самостоятельность подчиненным сферам. Семейство, гражданское общество, церковь подчиняются государству, но не уничтожаются в нем. В этих союзах личность находит полный простор для своей свободы. Семейные отношения составляют святыню, в которую государство может вступаться только в случае явных злоупотреблений. Гражданские отношения, определяясь установленным государством законом, управляются, однако, началами не публичного, а частного права, которое так же, как и вся частная жизнь, остаётся неприкосновенным. Отсюда радикальная ошибка всех социалистических теорий, которые стремятся экономические отношения подчинить государственным началам. Все эти воззрения основаны на смешении различных сфер человеческой деятельности и ведут к отрицанию личной свободы и вытекающих из нее прав. Со своей стороны, церковь только юридически подчиняется государству, но как нравственно-религиозный союз она совершенно отделена от него и простирается далеко за его пределы. В религиозной сфере управляет свободная человеческая совесть, которой никто не вправе предписывать законы. Насилие совести составляет нарушение священных прав человека. В данном случае государственная власть, абсолютная в области внешних отношений, находит свою границу. Наконец, человеческая свобода составляет существенный элемент самого государственного организма. В качестве членов государства граждане имеют пра-ва. Объем этих прав зависит от государственного устройства. Они могут или ограничиваться только подчиненными сферами, участием в управлении общества, или простираться до участия в самой верховной власти, которая сама в свою очередь составляет высшую гарантию права. Но каково бы ни было государственное устройство, так как органами абсолютного начала везде являются физические лица, всегда существует возможность несоответствия между личной волей носителей власти и абсолютными требованиями разума. Политическое искусство может только ограничить, а не устранить этот недостаток. Демократические учреждения, которые многие считают лучшим от него лекарством, обычно только усиливают внутренний разлад, ибо воля необразованной массы меньше всего соответствует высшим требованиям разума и правды. Демократия представляет полное осуществление начала свободы и в этом отношении играет значительную роль в развитии человеческих обществ; но наиболее совершенным образом правления она никак не может считаться, ибо хотя свобода составляет существенный элемент государственной жизни, однако она отнюдь не должна быть монопольно господствующей. Подобным образом общее ставится в зависимость от частного. Демократия занимает такое же место в политике, какое материализм занимает в философии. С другой стороны, концентрация неограниченной власти в руках одной (олигархической) прослойки ведет к подчинению общих целей сою-за частным выгодам корпорации. Воля же объединяющего лица-интегратора, стоящего выше всяких частных интересов, подвержена различным обстоятельствам личного суще-ствования. По идее, наиболее совершенным политическим устройством следует признать то, которое соединяет в себе всю совокупность элементов государственной жизни, власть в лице президента, закон в лице Собора, свободу в лице народного представительства, так что каждый орган сдерживается другими, и все вместе, подчиняясь высшей государственной цели, образуют единый государственный организм. Такова конституционная президентская монархия. Но и конституционная президентская монархия не может иметь притязания на абсолютное значение в политической жизни, ибо и тут носителями абсолютных начал являются лица с их частными стремлениями и ограниченными взглядами; следовательно, и в данном случае всегда возможно несоответствие между личной волей и общими требованиями. В конституционной президентской монархии такое несоответствие тем скорее может оказаться, что этот образ правления требует от носителей власти высших качеств, нежели какой-либо другой. Конституционная президентская монархия вся основана на соглашении различных общественных элементов; следовательно, тут необходимо, чтобы каждый из них был настолько развит, чтобы он способен был органически входить в совокупное целое. Необходимо развитое в обществе чувство меры, необходимо осознание каждым своего места, значения и отношения общего к частному. Все это возможно только при высоком развитии общества, вследствие чего конституционная президентская монархия, основанная не только на личном праве, но и на государственных началах, получает благодатную почву только у наиболее образованных и сознательных слоёв общества. Таким образом, в основе подобного подхода заложено взаимодействие двух противоположных элементов человеческой жизни, бесконечного и конечного, идеальных начал и частных условий. Взаимодополняющее соглашение противоположных элементов составляет высшую задачу государства, которое, с одной стороны, вводит в жизнь абсолютные начала, с другой стороны, удовлетворяет частным человеческим потребностям и стремлениям. Но это соглашение совершается не вдруг; оно производится путем исторического, философского, политического, экономического и даже религиозного развития. Объктивно-идеальное сочетание противоположностей есть цель, к которой стремится человечество. Но достижение этой цели, хотя и выходит за пределы отдельного государства, тем не менее, является мощным идеологическим ресурсом для интеграции политической элиты и вытекающего из этой интеграции позитивно-поступательного развития страны.