Hosted by uCoz
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВИЗАНТИЗМА В современном информационном обществе борьба за пространство разворачивается в информационном поле: именно здесь передовой край геополитики1. Информационные воздействия стали способны изменять главный геополитический потенциал государства – национальный менталитет, культуру и моральное состояние людей2. При этом не только информация, но и образование ведёт к формированию соответствующего геоинформационного и геообразовательного «полей», способных трансформировать и видоизменять национальный образ мышления и психологию. Поэтому наметившееся усиление внимания к информационному пространству является приметой нашего столетия. При этом изменилась роль информации, которая из полюса дополнительных ресурсов перешла в полюс ресурсов обязательных. Раньше информационное пространство могло формироваться ограниченным количеством источников, например, одной Библией, сегодня число этих источников стремится к бесконечности3. При этом информационное пространство во многом превращается в «точку» столкновения противоположных сил и интересов, которые в подобном модельном варианте проверяют свои силовые возможности. Происходит захват «виртуального пространства» с целью дальнейшего захвата «реального пространства». То есть «победа на карте» превращается в прообраз «победы» в действительности. Контроль информационно-политического пространства позволяет обеспечить лидирующее положение в политике и других возможных областях. (Поэтому столь значимы интересы политических, финансовых, экономических групп в управлении информационным пространством, но которое в принципе невозможно монополизировать). Что «выливается» в неизбежную постоянную и разного рода информационную борьбу за формирование своей интерпретации происходящих событий, своей картины мира. Ибо удачная картина мира – позволяет включать в неё любой новый поступающий фактаж без изменения основных координат. (Неудачная картина мира требует постоянной коррекции своих основных постулатов, что делает ее уязвимой для информационных атак. Пропаганда и контрпропаганда направлены на поддержание или разрушение картины мира, делая это на системной и постоянной основе)4. При этом стратегическая интерпретация даёт возможность управлять тактическими решениями, задавая их правильность/неправильность с иной иерархической позиции. Стратегически задаваемые модели мира существенным образом предопределяют наше мышление5. Усиление роли информационного пространства ведет к всё более изощренным техникам воздействия и дальнейшей её универсализации и глобализации на пути к формированию соответствующего «образа ситуации» и «карты мира». (Ведущим в разные сферы человеческой деятельности сквозь информационное пространство). В процессе же глобализации происходит своеобразное сжатие (компрессия) временных и пространственных дистанций, что в свою очередь приводит к необходимости быстро получать и обрабатывать (анализировать и синтезировать) информацию, сравнивая и интегрируя с другой уже существующей в воспринимающей системе информацией. (При этом, руководствуясь «причинно-следственной логикой», без допущения «внешних» и скоропалительно-необъективных выводов). Далее на её основе быстро принимать решения и доводить их до реализации, не расточая время на бесконечный процесс «согласований» и «критиканства». Но при этом важно изначально обладать (или быть наделёнными) фундаментальными культур-цивилизационными ценностями и ориентирами (во многом христианскими для России). Обладать сформировавшимся (или формировать на основе христианских ценностей) позитивно-конструктивным менталитетом, образом и стилем жизни. Итак, в заключение отметим, что: 1. Информация является необходимым ресурсом для функционирования и развития социально-политических, политэкономических и культур-цивилизационных систем (для России это византизм). 2. Информация превратилась в «кровеносную систему» общества, государства и ци-вилизации без которой любой организм не может функционировать и развиваться. 3. Современное общество – это общество информационное, ядром которого являются знания и наука. 4. Неотъемлемой и определяющей частью «информационного общества» являются информационно-политические технологии направленные на формирование соответствующего информационного поля. 5. Очевидна аксиоматичность конкурентной борьбы за контроль над информационным пространством6. 6. В современном информационном обществе борьба за пространство разворачивается в информационном и научно-образовательном поле с дальнейшим выходом на глобальный культур-цивилизационный уровень («конкуренция цивилизаций»)7. 7. В условиях современной «конкуренции цивилизаций» актуализируется необходимость в оперативно-качественном (профессиональном) анализе и синтезе (поиске и обработке) информации, на основе которой принимаются оперативно-тактические и стратегические решения. Примечания 1 Василенко И.А. Геополитика. М.: Логос, 2003. С. 5. 2 Там же, с. 8. 3 Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. С. 8. 4 Там же, с. 9. 5 Там же, с. 196. 6 Несмотря на то, что современное дифференцированное общество основано на специализации и плюрализме социальных систем, требующих более разветвленного и интенсивного информационного обмена, который обеспечивается институционализацией подсистем, отвечающих за снабжение информацией. «Общество услуг», определяющее доминирующую тенденцию постиндустриальных обществ, зиждется на интенсивном информационном обмене. Информация активно взаимодействующих и коммуницирующих субъектов более не статична и не имперсональна. Она актуальная, быстро меняющаяся, дифференцированная и объективная (во всяком случае, она обязана быть таковой). Она свободно «переливается» через «границы языков и расстояний», становиться все более объемной и общедоступной. 7 Именно здесь «передовой край» геополитики. Напомним об «информационном империализме» США, на долю которых, по данным ЮНЕСКО, приходится 65% мирового коммуникационного потока информации (Дергачёв В.А. Геополитика. М.: ЮНИТИ, 2004. С. 454).